Есть ли у нас заповедь «обучать» нееврев 7 заповедям?

Дата: | Автор материала: Рав Шмуэль Файнштейн

2220
заповедь

Если у еврея появилась возможность рассказать нееврею о 7 заповедях сыновей Ноаха, должен ли он ее использовать? и насколько важно нести эти знания людям, есть ли у нас заповедь «обучать» нееврев, как это делал Авраам авину?


Уважаемый …, спасибо за ваш вопрос.

Очень важно обучать людей тем законам, которые их касаются, и объяснять их. Наши мудрецы пишут, что, несмотря на то, что семь законов Бней Ноах были заповеданы Всевышним человечеству до дарования Торы, во время дарования Торы они были повторены еще раз. Таким образом, Тора была дана всему человечеству: семь заповедей всем народам, шестьсот тринадцать заповедей евреям. Среди заповедей, данных евреям, есть также немалое количество заповедей, которые относятся не ко всем. Например, некоторые заповеди относятся к мужчинам, но не к женщинам. Другие заповеди относятся только к священникам, потомкам первосвященника Аарона.

Рабби Моше бен Маймон (Маймонид, Рамбам) написал в своде законов «Мишне Тора», Книга «Судьи», законы Царей, глава 8, параграф 10: «Также было приказано Моше на горе Синай, привести всё человечество к принятию всех законов, заповеданных Ноаху и т.д.» Далее, в 11 параграфе Рамбам пишет, что тот человек, который будет выполнять семь заповедей сыновей Ноаха из-за того, что их заповедал Создатель мира, записав их в Торе и передав через Моше рабейну, будет считаться праведником народов мира.

Отсюда следует вывод, что если Владыка мира дал своим созданиям какие-либо приказы, то, Он желает, чтобы их выполняли. Он хочет, чтобы все его создания были праведными. А евреям заповедано в Торе: «Возлюби Г-спода Б-га твоего всем сердцем и т.д.» Любовь к Всевышнему подразумевает и искреннее стремление увидеть исполнение того, что велит Творец. Поэтому очень важно донести до каждого человека, еврея или нееврея, волю Всевышнего по отношению к нему.

Рамбам в «Книге заповедей» (повелительные, 3) пишет об этом: «Всевышний повелел нам любить Себя. Это означает, что мы должны изучать Его заповеди и действия, и обдумывать их — до тех пор, пока не поймем Его, и не начнем получать от этого понимания величайшее из наслаждений. Это та любовь, которая требуется от нас.

Мы уже объяснили, что эта заповедь включает также обязанность искать и призывать всех людей к служению Ему, Великому, и к вере в Него. Это потому, что то, что человек любит, он восхваляет, и хочет, чтобы другие люди тоже полюбили это. И поэтому, если действительно будешь любить Творца, в соответствии со своим пониманием Его истинности, то, несомненно, будешь взывать к вероотступникам и к невеждам, чтобы познали истину, которая известна тебе. И вот, что написано об этом в Мидраше «Сифри»: «‘возлюби Г-спода‘ — прививай людям любовь к Нему, как Авраам отец твой…» То есть, как Авраам, который любил к Б-га … и обладал великим пониманием Его, призывал людей к вере из-за великой любви своей. Также и ты, люби Его до такой степени, что начнешь призывать людей к Нему. [Конец цитаты из Рамбама]

Однако, следует проявлять осторожность, и объяснять положения Торы только тем, кто заинтересован их выслушать. Исторически сложилось так, что любое распространение и обучение Торе вызывало жестокие преследования в отношении евреев. Поэтому сложилась традиция, по которой не принято специально идти и обучать неевреев. Но если кто-либо сам искренне интересуется, то мицва ему помочь.

Существует известная притча, иллюстрирующая эту идею. Один царь хотел, чтобы его сыновья жили самостоятельно. Он наделил их средствами, и они разъехались кто куда. Некоторые решили мудро распорядиться своими состояниями, пустили их в оборот и стали богаты. Только один выбрал путь лени и безделья, постепенно растранжирил все деньги и остался ни с чем. Однажды царь выдавал замуж свою дочь и устроил роскошную свадьбу, на которую были приглашены все. Принцы тщательно подготовились к этому событию и прибыли во всём великолепии богатых одежд и свиты. Только бездельник пришел один, в грязных и рваных одеждах. После свадьбы Царь подозвал своих сыновей и сказал им: «Неужели вы не могли помочь своему брату и одеть его прилично?! Сами пришли расфуфыренные, а его оставили в рванье! Я вижу, что вам не важен мой почет, вам важно только собственное чванство!»

С уважением, Ш. Файнштейн

http://www.beerot.ru/?p=39722