Зачем нужна свобода выбора, если злодеи выбирают делать зло?

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1318
делать зло

Добрый день, хотелось бы задать вопрос.

В своих ответах вы говорите, что враги приходят и уходят, а мы продолжаем существовать. Но враги, пока они уйдут, убивают много людей (например, фараон, царь Ахав, Нимрод, Эсав, Германия устроила Холокост, крестовые походы или диктаторы, или просто убийцы и т.д.). Почему это так происходит?

Вы говорите, рав, что Творцу не нужны роботы, что нужно выбирать?

А что плохого в добрых, любящих роботах, которые делают добро и не делают зла?

Что хорошего в том, что злодей делает зло и его рука или еще что-то не отваливается/отсыхает тут же на месте?

Ведь это было бы прекрасно и все бы понимали, что делать зло не нужно?

Встречаешь, например, человека без языка или руки, и все понятно… Наоборот, злодей с удовольствием и цинизмом продолжает делать зло. Наслаждаясь безнаказанностью, и поверьте, что большинство из них рассуждения о будущем мире не слишком трогают.

С уважением, Александр


С Б-жьей помощью!

Дорогой Александр!

Вы задаете очень правильный вопрос! Это даже больше, чем вопрос – это большая боль! Настоящий ответ на этот вопрос очень трудно написать коротко. Дам полезный совет: есть замечательная книга Рамхаля «Даат Твунот» (она есть и в русском переводе), и в ней есть ответы на все Ваши вопросы. Очень советую изучить (не просмотреть, а изучить!) ее вместе с комментарием рава Хаима Фридлендера (приведен в русском издании).

Очень кратко, с Б-жьей помощью, постараюсь ответить на Ваши вопросы:

замысел Творца – нести максимальное, цельное и бесконечное добро своим творениям, цельность же добра требует, чтобы оно было заслужено тем, кто его получает. Все создание зла Всевышним, испытаний, соблазнов – смысл их в том, чтобы человек свободно выбирал, и выбрал добро – следовать воле Творца, несмотря на все соблазны, собственное дурное начало и видимое торжество сил зла вокруг. Наши души спущены в этот мир (в наши дни – это, как правило, не первый раз), чтобы мы выбрали добро и исправили собственные грехи в предыдущих перевоплощениях души, а в целом, чтобы все человечество исправило величайший грех Адама и Хавы.

Есть исправление выбором добра, однако есть и другое исправление – полное изживание зла из нас самих, которое происходит посредством наказания, и, в частности, смертью. Человек, умирающий и наказуемый, после смерти постигает справедливость наказания, и цельность и истинное единство Творца, ведущего все Творение к цельному и окончательному исправлению, когда все зло сгинет и воцарится Всевышний, несущий цельное добро Творению. Частично этого добра удостоятся выбором добра, Торой и добрыми делами, частично – искуплением грехов смертью и наказаниями и в этом мире, и в мире Грядущем.

Всесильность Творца и Его сокровенное желание нести добро раскроется полноценно, и все мы постигнем, что все происходящее в мире зло станет источником величайшего добра.

Есть в святой книге Зоар комментарий на главу Ки Таво – в главе этой приводятся страшнейшие проклятья нашему народу, если, не дай Б-г, мы отходим от Торы. Книга Зоар пишет, что именно в этой главе заключено величайшее добро, которым воздает нам Всевышний.

Рамхаль во многих книгах приводит общее правило, что суть этого Творения, в частности, наша функция в нем – это обращение зла в добро.

Это наша величайшая обязанность, наша величайшая заслуга и это наше величайшее вознаграждение!

Еще хочу добавить, что цельно понять замысел Творца во всем Творении всех миров нам недоступно, но то, что мы можем понять – что Всевышний создал человека, чтобы он удостоился максимально цельного и бесконечного добра – этого никак не смогут удостоиться добрые и любящие роботы, а удостоится, например, наш великий учитель, большой мудрец и праведник, рав Ицхак Зильбер, именно в силу перенесенных им испытаний. Этого можем удостоиться и мы, выбирая добро и следуя пути Творца, каждый в рамках того места в жизни и выбора, в которые нас поместил Всевышний… и гораздо лучше удостоиться этого выбором добра даже в тяжелых испытаниях, а не тяжкими наказаниями.

Искренне желаю Вам – выберите добро и жизнь!

Игаль Полищук

П.С.: тем не менее, чрезвычайно важно изучить (по крайней мере, внимательно прочитать) книгу Даат Твунот!

http://www.beerot.ru/?p=71168