Как понять слова мишны: «если не я себе, то кто мне»?

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

3337

Часто цитируют мишну из Пиркей Авот: «Илель говорит: если не я себе, то кто мне? А если я себе, то что я?» Эта мишна слышится интересно и загадочно. Видимо, поэтому ее часто цитируют. Однако точного смысла этой мишны я не понимаю. Помогите разобраться!


Рабейну Йона («Шаарей Тшува», 2-ая часть) объясняет, что этими словами Илель сообщает нам важное правило: если человек не побуждает себя на что-либо, не желает измениться, улучшиться, – никто вместо него не сможет этого сделать. Каким бы красноречивым ни был лектор, его слова не смогут повлиять на слушателя, если тот сам не решит измениться и не приложит усилия, чтобы приблизить слова лектора к своему сердцу.

Рабейну Йона продолжает свой комментарий: вторую часть слов Илеля («А если я – себе, то что я?») можно прокомментировать следующим образом: даже после большой работы по самоусовершенствованию, еврей не должен забывать, что без помощи Творца нет возможности преуспеть ни в чем. Поэтому, кроме работы по самоусовершенствованию, следует обращаться с молитвой к Г-споду, чтобы Он помог ему в этом.

Подобный принцип мы видим и в словах мудрецов в трактате Нида (70 б) относительно изучения Торы. Там Талмуд спрашивает: «Что сделает человек и обретет мудрость?» И отвечает: «Пусть увеличит усердное учение и уменьшит занятие торговлей». Возражает Талмуд: «Многие делали так и не преуспели». Отвечает Талмуд: «Пусть попросит милости у Того, в Чьих руках мудрость (у Творца)». То есть, чтобы удостоиться мудрости, нужно посвятить много времени ее тщательному изучению. Но этого недостаточно – важно также обратиться с просьбой к Творцу, ведь без помощи Г-спода невозможно преуспеть.

http://www.beerot.ru/?p=6003