Месяцы еврейского календаря названы в честь вавилонских идолов?

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1617
вавилонских идолов

Я был весьма удивлен, когда узнал, что некоторые месяцы иудейского календаря названы в честь вавилонских идолов (Адар и Таммуз)! Когда вы пришли в Землю Йисраэля, вы срубали ашеры, разбивали камни-мацевы, из-под земли доставали идолов и уничтожали… А сейчас ваша традиция вот это вот?

Заповеди #51, #52 — даже имен идолов произносить вам нельзя! Что же происходит?

(К своему удовольствию, заметил, что в хасидских сборниках «ХиТаС», новой редакции, «воскресенье» названо «день первый», это хороший шаг. Только, еще вернее было бы — «день Один», т.к. Йом Эхад).

Прокомментируйте, будьте добры, я в недоумении.

Андрей


С Б-жьей помощью

Уважаемый Андрей!

Меня обрадовало Ваше письмо. Позволю себе вначале отреагировать на его концовку – меня обрадовало Ваше удовольствие не называть первый день недели (по нашему календарю) воскресеньем. Я тоже стараюсь этого избегать. Мне это гораздо проще, чем живущим в русскоязычных местах. Однако думаю, что нет в этом запрета. Вкратце объясню, почему: у большинства говорящих по-русски первая реакция на «воскресенье» — это день недели, т.е. основное значение слова в сознании людей оторвано от этимологии этого слова. Это обычное явление как в русском, так и в других языках (в том числе в современном иврите). Поэтому не вижу запрета пользоваться этим названием дня недели.

Ваш вопрос по поводу названий месяцев нашего календаря – вопрос правильный, и его уже задавали наши великие мудрецы.

Однако, в Вашем вопросе есть одна принципиальная неточность: еврейские месяцы Ав и Тамуз безусловно не названы (не дай Б-г) в честь каких бы то ни было идолов! Об этом сказано иначе: «названия месяцев поднялись из Вавилона». Я объясню это так: уже в самом Вавилоне эти названия стали названиями месяцев и у неевреев. Безусловно, наши предки в Вавилоне не имели в виду идолов, а просто названия месяцев. Точно так как сегодня, говоря: «Санкт-Петербург», мы имеем в виду просто название города. Короче говоря, даже если этимологически эти названия были связаны с идолами, в ежедневном обиходе они стали просто названиями месяцев, и в таком виде вошли в пользование нашим народом, и так эти месяцы называет Письменная Тора (Адар в свитке Эстер) и Устная Тора, в частности, Мишна и Талмуд упоминают и Адар, и Тамуз. Для нас это абсолютное свидетельство из книг, написанных духом святого постижения, что эти названия не являются названиями идолов и более того, в этом нет ничего предосудительного.

Я искал (возможно недостаточно) в наших первоисточниках о связи Адара и Тамуза с названиями идолов.

Я нашел одно место у пророка Йехезкеля (8:14) «…женщины сидят и оплакивают Тамуз». Есть объяснение, что они оплакивают месяц Тамуз, т.к. это был месяц бед. Есть другое объяснение, что Тамузом назывался жрец одного из идолов, которого убил один из царей, заставляя его поклоняться другим идолам (это точка зрения великого Рамбама (Маймонида)). Однако есть также и объяснение, что под «Тамузом» здесь имеется в виду действительно идол. Я, однако, не нашел в наших первоисточниках информации, что именно по его имени персы или вавилоняне назвали этот месяц. Но даже если предположить, что это так, как уже объяснялось выше, к нам перешли названия месяцев, уже оторванные от их этимологии.

Однако мне кажется более достоверным, что идол был назван именем месяца, а не наоборот (т.е. божок, покровительствующий месяцу Тамуз). Более того, мы находим в Писании, которое объясняется Устной Торой, что даже великим, как правило непроизносимым, Четырехбуквенным Именем Творца идолопоклонники называли идолов (в частности, истукана Михи).

Что же касается нашей традиции: Святая Тора, данная нам Богом с горы Синай, неизменимая и истинная, и, если нам видятся в ней как будто противоречия – причина их в ограниченности нашего разума. Однако, видя эти кажущиеся противоречия и серьезно пытаясь разобраться в них, мы постигаем Тору гораздо глубже.

С уважением, Игаль Полищук

http://www.beerot.ru/?p=71166