Что Тора советует тому, кому надоела жизнь?

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

1571

Что Тора советует тем, кому надоела жизнь и стала невозможной? Быть может Вы сможете посоветовать что-то из жизненного опыта?

Анна


Уважаемая Анна,

Думаю, что проблема еврея, которому надоела жизнь, заключается в том, что он не понимает ее цели, а, следовательно, ее истинной ценности.

Рамхаль в книге «Месилат Йешарим» («Путь праведных») (1-ая часть) пишет, что человек был сотворен «только для того, чтобы наслаждаться Всевышним, и это – истинное наслаждение, величайшее из всех, какие только могут быть». По словам Рамхаля, «место этого наслаждения – мир будущий, а средства, приводящие человека к этой цели – это заповеди, которые дал нам Милосердный, и место исполнения заповедей – только в нашем мире». В продолжении Рамхаль пишет: «После того, как мы осознали это, нетрудно понять важность возложенных на нас заповедей и ценность отданного в наши руки служения». Ведь каждым хорошим поступком, каждой небольшой заповедью можно приобрести вечное блаженство!

Поскольку мы живём в материальном, ограниченном мире, нам невозможно представить себе понятия, связанные с бесконечностью, такие как вечность. Для того чтобы приблизить это понятие к нашему пониманию, рав Исраэль Яаков Каневский в книге «Хаей Олам» предлагает представить себе огромный мешок, в который был собран весь песок со всего мира. Раз в тысячу лет вынимают из этого мешка по песчинке. Представим себе: сколько времени пройдет, пока мешок не опустеет! Так вот, весь этот неимоверно длинный отрезок времени даже не приближается к вечности!

Рассказывают о Виленском Гаоне, который перед смертью держался за свои цицит и плакал. «В этом мире я могу купить талит за несколько монет и приобрести благодаря этой заповеди вечность. После смерти я ни за какую сумму не смогу приобрести душевное совершенство», – сказал он.

Эту истину подчеркивает и царь Шломо (Коэлет, 9:4), говоря: «… ибо живому псу лучше, чем мертвому льву». Объясняют наши мудрецы («Авот де-рабби Натан», 12-ая часть), что живой пес – это грешник, который грешил всю свою жизнь, но при жизни он может за один момент раскаяться и вернуться к Творцу и приобрести тем самым вечность, чего не смогут сделать после смерти даже праотцы, которые уподобляются в этом стихе мертвому льву.

Сказали наши мудрецы (Пиркей Авот, 4:17): «Лучше один час в раскаянии и хороших поступках в этом мире, чем вся жизнь в Будущем Мире».

Кроме того, истинная слава Творца – именно от живых людей, которые постоянно должны стараться перебороть свое дурное начало для служения Г-споду. И так сказал царь Давид (Теилим, 115:18-19): «Не мертвецы будут прославлять Г-спода, и не спускающиеся в преисподнюю, а мы (живые) прославим Б-га».

Однажды великий мудрец Торы рав Йеошуа Лейб Дискин рассказал, что некая женщина его победила. Это было, когда он зашел в госпиталь. Там он увидел больную еврейскую женщину, которая была с головы до ног запачкана из-за ее болезни желудка. В те времена санитарные условия в госпиталях были ужасными, и отношение к людям было совершенно неподобающим – ее не мыли и не меняли ей одежду на протяжении долгих дней. «Ребе, благословите меня долгожительством», – обратилась эта женщина к раву Дискину. «Ты просишь о долгих годах жизни», – удивился рав Дискин, – «Зачем тебе в твоей ситуации долгая жизнь?» И женщина пояснила: «Раз в неделю меня моют и одевают в чистые одежды, и тогда у меня есть пять минут, чтобы сказать Теилим, пока я заново не пачкаюсь. Для того чтобы прославить Г-спода, пусть даже на протяжении пяти минут, я согласна ждать долгое время. Я желаю долгих лет жизни, чтобы у меня было много возможностей удостоиться этих пяти минут». Рав Дискин не нашел, что возразить этой еврейке.

Если задуматься обо всем этом, думаю, можно приобрести большую любовь к жизни, как бы тяжела она ни была.

[Дополнение от рава Игаля Полищука. Я бы дал человеку в такой ситуации совет: бескорыстно делать добрые дела. Человек, несущий добро другим, сам удостаивается добра мера за меру. Сказали наши мудрецы, что человек, который молится о ближнем, но сам при этом нуждается в том, о чем молится для другого, – удостаивается восполнения своего недостатка в первую очередь.]

http://www.beerot.ru/?p=4952