Уважаемый рав,
Что такое душа человеческая?
Раби Моше Хаим Луцатто пишет («Путь Творца», 1:5): «Человеческий род отличен (от всех других созданий) тем, что он сложен из двух совершенно различных частей творения — высшей души и низменного тела… У человека есть высшая душа — особый вид творения, и она совершенно отлична от тела и очень далека от него. Она вошла в тело и связалась с ним по приказу Творца».
Раби Хаим Виталь в книге «Шаарей кдуша» приводит, что в действительности душа человека – это и есть сам человек, а его тело – лишь одежда для души. Чем выше духовный уровень человека, тем он более идентифицирует свою душу как самого себя, а тело лишь как одежду для души. Я слышал интересный комментарий на вопрос, который задал Творец Адаму (Берешит, 3:11): «Кто сказал тебе, что ты нагой?» – до греха Адам был духовный и относился к своему телу как к одежде для души, поэтому отсутствие одежды ему не мешало. Но после греха он стал более материальным и начал относится к телу как к самому себе, поэтому после греха он ощутил себя раздетым. И это то, что спросил Всевышний у Адама с упреком: «почему ты считаешь, что ты нагой? Если бы ты был на подобающем духовном уровне, ты бы так себя не чувствовал, ведь ты бы относился к телу как к одежде для души.»
Рав Э. Э. Десслер в книге «Михтав ме-Элияу» пишет, что материальное, плотское начало украло у нас наше «я». Человек говорит «я хочу пойти погулять, но надо учить Тору». То есть, погулять надо мне, а изучение Торы необходимо кому-то другому. На самом же деле, верный подход был бы «я хочу учить Тору, но мое тело требует отдыха, и говорит мне, что мне надо иногда гулять».
Источник всех человеческий душ – в душе Адама, которая после его греха раскололась на мелкие кусочки. Так как все эти «кусочки» и «фрагменты» пришли из разных частей души Адама, у каждой души свои индивидуальные качества. Эти особенности отражаются на характере и склонностях каждого человека. Они также определяют для каждого его индивидуальною цель и исправление в жизни.
Сказали наши мудрецы (Брахот 10а), что душа видит, но ее невозможно увидеть. Бывает, что человек чувствует различные вещи, несмотря на то, что у него нет рационального объяснения своим чувствам. Зачастую источник этих чувств – в душе. Поэтому сказали наши мудрецы (Мегила, 3а), что если человек чувствует вдруг необъяснимый страх, пусть произнесет «криат шма», ведь, возможно, его душа видит реальную опасность, которую не воспринимают его материальные глаза.