Что такое напрасная ненависть?

Дата: | Автор материала: Рав Йонатан Шухман

2880

Шалом! Читая статьи на вашем сайте, наткнулась на фразу «напрасная ненависть». Что именно подразумевается под этим? Какая ненависть – не напрасная и разрешена еврею? Спасибо!


Написано в трактате Шаббат Вавилонского Талмуда (32б): «сказал рабби Нехемья: из-за греха беспричинной ненависти появляется большой раздор в семье...». Комментирует Раши: «беспричинная ненависть – человек не обнаружил в том, кого ненавидит, какой-то грех, за который Тора разрешает ненавидеть, и, тем не менее он его ненавидит».

Отсюда видно, что напрасная и беспричинная ненависть зависят от того, чем они вызваны.

Если человека ненавидят за грех (за то, что с точки зрения Торы является грехом), который он вновь и вновь совершает (и то только при определенных условиях, при которых Тора не разрешает его оправдывать, а, наоборот, приказывает осуждать и даже позорить при других людях), – такая ненависть является заповедью, как говорит об этом царь Давид (Теилим, 139:21-22): «ненавистников Твоих, Б-г, возненавижу, и с восстающими против Тебя заведу спор, полной ненавистью возненавидел я их, врагами стали они мне!»

Итак, беспричинная ненависть – это любая ненависть, которая не связана со злостным, намеренным и не имеющим оправдания нарушением Торы.

Великий Хафец Хаим писал («Хафец Хаим», Законы злословия, 4:7): «Однако если ты определил, что поведение человека таково, что нет в нем Б-гобоязненности, и он все время злостным образом поступает вопреки закону Торы, который всем известен как обязательный закон, – и тем самым он сбрасывает с себя власть Небес, ведь он поступает так вновь и вновь, а не потому, что дурное начало возобладало в нем. Такого человека можно позорить, рассказывая о его недостойном поведении, как при нем, так и в его отсутствие. И когда он делает или говорит нечто такое, что можно рассудить и в оправдание ему, и в обвинение, нужно склонить чашу весов к обвинению, поскольку уже решено, что он полный злодей из-за прежних деяний его».

Однако нужно понимать, что речь не идет о человеке, который просто не знает законов Торы, т. к. вырос в светском окружении и т.п. Злодеем с точки зрения Торы является лишь тот, кто хорошо осознает тяжесть нарушения ее законов, и все равно намеренно их нарушает. Мы сами, в большинстве случаев, не можем это правильно оценить, и для такой оценки требуется мнение мудрого и знающего раввина!

К сказанному выше важно добавить, что именно из-за греха напрасной ненависти был разрушен Второй Храм. Как известно, Первый Храм был разрушен из-за трех страшных грехов: кровопролития, разврата и идолопоклонства. Как же можно сравнивать три самых тяжких греха и напрасную ненависть? И более того, говорят наши мудрецы, что грех поколения Второго Храма был тяжелее, чем грехи поколения Первого Храма. Напрасная ненависть – глубочайший духовный недостаток в каждом человеке. И говорят мудрецы, что он перевешивает три страшных греха, ведь после первого разрушения Храм был возвращен нашему народу через 70 лет. Однако грех напрасной ненависти таков, что потерю Второго Храма мы оплакиваем до сих пор! И каждое поколение, при котором Храм не был отстроен, виновно в его разрушении.

С уважением, рав Йонатан Шухман

http://www.beerot.ru/?p=16818