Воскрешение после перевоплощений

Дата: | Автор материала: Рав Шалом Каплан

2523

Запрещено тревожить тела мертвых, ведь мы верим в воскрешение из мертвых. Но возникает вопрос: раз есть перевоплощение, то какое из тел воскреснет?

Эстер, Украина


Уважаемая Эстер!

Святость мертвого тела и то, какое из тел восстанет из мертвых – это два разных вопроса. На первый вопрос ответ ясен: закон предписывает всегда с уважением относиться к телам умерших.

Второй вопрос требует объяснения. Это очень сложная тема, поэтому постараемся объяснить ее на доступном уровне в соответствии со знаниями, полученными от Аризаля и Рамхаля.

Мир был создан во имя полного исправления, и в этом состоит цель всего творения. Человек приходит в этот мир ради того, чтобы удостоиться наслаждаться истинным благом – близостью к Творцу. Но это – удел совершенных творений, поэтому человек приходит в этот мир ради исправления себя – как души, так и тела. Если он не исправил определенное качество души или определенный орган тела, он возвращается в этот мир ради восполнения своего предназначения.

Все души всех людей в мире – это части души Адама – первого человека. Изначальный замысел заключался в том, что Адам должен был довести себя до совершенства. Но он оступился, и задача перешла его потомству. Его душа расщепилась на множество разных душ. Соответственно, у каждой души есть свой, особый корень в цельной форме души Адама. Исправление человека зависит от корня его души, что включает в себя различия в постижении на качественном и на сущностном уровнях. Если человек в целом исправил себя, то в этот мир возвращается только неисправленная часть души.

Исправление души и тела неразрывно связаны. Душа облачается в тело, и все ее составляющие соответствуют определенным органам тела. Если человек не исправил определенный орган, то ради его исправления он возвращается в этот мир. Сегодня в мире нет новых душ, и даже цельные души уже давно не возвращаются в этот мир – только их части. Судя по всему, тело, которое человек получит во время воскрешения, будет состоять из частей, исправленных в разных перевоплощениях. Трудно себе представить, как человек будет состоять из органов, на первый взгляд, взятых из разных людей. Несомненно, наше воображение не в состоянии осознать эту идею, и, как сказал пророк про будущий мир: «Глаз не видел, кроме Тебя, Б-г» (Йешаяу, 64). То есть даже пророки не видели в пророческом видении будущий мир, но только время Машиаха. На самом деле, важно помнить, что речь идет не о разных людях. Речь идет об исконном человеке с его душой и телом, который пришел в этот мир ради достижения совершенства. И все люди вместе во время воскрешения займут свое место в цельной форме Адама. Будущий мир – это возвращение к исконному творению. Поэтому необходимо знать, что будущий мир не предназначен для единиц, а только для цельного народа Израиля. Рамхаль в книге «Дерех Ашем» (ч.2, гл. 2:2) пишет, что процесс подготовки к будущему миру включает в себя два аспекта: личностный и общий. Т.е. каждый должен пройти процесс полного исправления, а также все вместе должны будут соединиться в исконную форму Адама.

Мудрецы учили, что есть полное соответствие между физической формой человека и духовной. В Торе есть 613 заповедей, и в теле человека есть 613 составляющих, которые должны быть исправлены. И это касается обоих аспектов исправления – каждого человека индивидуально и в целом всего народа Израиля. Мы все – составляющие единого целого, органы единого существа. Поэтому важно помнить слова Рамбама в Законах тшувы (гл.3, закон 6): «Тот, кто отстраняется от общины Израиля [несмотря на то, что исполняет все заповеди], лишается места в будущем мире». Причина этого в том, что, как мы объяснили, будущий мир не предназначен для единиц, а для всего народа в целом. И путь к исправлению проходит через изучение Торы и исполнение всех ее заповедей.

Да будет воля Предвечного, чтобы мы поскорее удостоились полного исправления!

С уважением, рав Шалом Каплан. 

http://www.beerot.ru/?p=13506