Кто такие черти?

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

4171

Здравствуйте, рав.

Получил Ваш ответ про то, кто такой Сатан. Спасибо. Он пробудил у меня новый вопрос: а кто такие черти?

Заранее спасибо, А.


Уважаемый А.!

Рамхаль в книге «Дерех Ашем» (1, 5) пишет, что все созданное Всевышним делится на две основные группы: духовные создания и материальные создания. Духовные – те создания, которых мы не можем познать с помощью своих «материальных» чувств, и которые не подчиняются материальным законам. Материальные, соответственно, это те, которых мы можем познать с помощью «материальных» чувств и которые подчиняются материальным законам.

Однако Рамхаль утверждает, что существует промежуточная группа, которая только частично подчиняется материальным законам природы и, соответственно, только частично постигается нашими материальными чувствами. Черти – представители этой группы.

Поскольку черти являются промежуточной группой между духовным и материальным, они, по словам наших мудрецов в трактате Хагига (16 а): «в трех вещах черти подобны ангелам и в трех вещах — людям». Ангелам черти подобны наличием крыльев (имеются в виду духовные способности), тем, что они могут пролететь с одного конца мира в другой. Также тем, что им известно будущее. А человеку – тем, что они вынуждены, подобно людям, питаться (Рамбан пишет, что пища их не подобна нашей, материальной, пище), и также, подобно людям, они плодятся и, подобно людям, умирают. Талмуд поясняет, что их знания о будущем основываются на их знаниях о том, что постановили на Небесном Суде.

А знания о том, что постановили на Небесном Суде, утверждает Рамбан в комментарии к Торе (Вакира, 17:7), черти черпают от мазалот, небесных светил. Поскольку они частично духовные создания, у них есть возможность получить от небесных светил различную информацию. [Рамхаль в книге «Дерех Ашем» (7:2) пишет: «через них ]звезды[ и их вращение снисходят и воплощаются в материальность все те явления, которые приготовлены в высших мирах»] Пишет великий каббалист, что черти могут знать только те вещи, которые произойдут в недалеком будущем. А те вещи, которые должны произойти в далеком будущем, им неизвестны.

В трактате Брахот (6а) мудрецы сообщают нам дополнительную деталь в описании чертей: у них птичьи ноги (здесь так же имеются в виду не обычные материальные ноги, так как обычно черти не видны человеческим глазам). Эта «особенность» также связана с тем, что они являются промежуточным созданием. Ведь земля олицетворяет этот мир, а ноги – связь с этим миром. В этом аспекте существует большое сходство между чертями и птицами. Точно так же, как у птиц – только частичная связь с землей (значительную часть своей жизни они проводят в воздухе), что выражается в относительной слабости их ног. Так и у чертей: их связь с материальным миром ограничена.

Будучи промежуточным звеном между материальным и духовным, черти обычно пребывают в безлюдных местах, материя которых разрушена. В этом одна из причин запрета заходить в развалины – там могут быть черти, которые способны навредить человеку, как приводится в Талмуде (трактат Брахот, 3а). Более того, несмотря на то, что правило гласит: «Двум людям черти могут показаться, но они им не вредят, а троим – они вовсе не показываются», Талмуд говорит, что в развалинах они могут навредить даже двоим или троим. Причина этого: там, где черти обычно водятся, в местах их постоянного обитания, они сильнее. А поскольку развалины являются безлюдным местом, материя которого разрушена (в данном случае – упавший дом), они считаются местом постоянного обитания чертей.

Пророк Йешаяу (13:21) предсказывает Вавилону тотальное разрушение. Среди прочего пророк говорит, что там, где прежде был Вавилон, будут скакать бесы. Так Йешаяу предрекает тотальное разрушение Вавилона и полнейшее безлюдье, которое будет там царить (ведь бесы обитают в разрушенных и безлюдных местах).

Еще  приводится в Талмуде (Гитин, 66а), что у чертей нет отражения. То есть – в одном предмете (к примеру, в зеркале) они могут отражаться, но второй предмет не будет отражать их отражения в первом предмете. Причина этого также заключается в том, что черти не полностью материальные. Отражение связано с материальностью вещи…

Важно добавить, что во многих святых книгах сказано, что в наше время черти не появляются среди людей. По простому пониманию, причина этого связана с тем, что в наше время люди стали зависимы от материального настолько, что они уже не могут воспринимать духовные вещи. Однако же в респонсе «Йеуда Яале» (Орах Хаим, 9) рав Йеуда Асад приводит, что в одном из последних поколений мудрецов Талмуда на чертей наложили заклятие, чтобы их не было видно среди людей.

http://www.beerot.ru/?p=7037