Что за наказание «Карет» и за что его получают?

Дата: | Автор материала: Рав Шалом Каплан

7883

Добрый день! Давно и с удовольствием читаю ваш журнал, очень помогает в понимании многих вопросов еврейской жизни. Расскажите, пожалуйста, что такое карет, за какие проступки следует и как избежать, если вдруг что-то нарушили?

С уважением, Ирис, Воронеж


Уважаемая Ирис!

Наш ответ будет базироваться на том, что написал Рамбам в «Мишне Тора» и в комментариях на Мишну (трактат Санедрин, глава Хелек), Рабейну Йона в книге «Шаарей Тшува» («Врата раскаяния»), Рамбан в книге «Шаар а-Гмуль» («Врата воздаяния») и в комментарии на главу Торы Ахарей Мот, книге «Зоар Хадаш» на главу Берешит, а также изречениях более поздних мудрецов. Существуют некоторые расхождения в объяснении этого наказания. Мы не будет вдаваться в подробности, приведем лишь общее понимание этого вопроса.

Карет в переводе означает «отсечение». Имеется ввиду отсечение человека от источника жизни, т.е. от Всевышнего, «как ветвь, отсеченная от ствола» (Риканатти), что может выражаться в разных формах. Есть два типа карета – тела и души. Карет тела – это когда человек умирает раньше срока и не оставляет потомства. Как приводит Талмуд в трактате Моэд Катан, рав Йосеф устроил торжественную трапезу в честь своего 60-летия, на которую он пригласил раввинов и объявил, что избежал карета. По мнению Йерусалимского Талмуда, карет тела – это когда человек умирает, не достигнув 50 лет.

Карет души означает отсечение от ее корня в Высшем мире. В этом случае длительность жизни не уменьшается. В книге «Зоар» (глава Берешит) сказано, что Б-жественная душа вечна, а карет касается только животной души человека. Она исчезает вместе с телом после смерти человека.

Рамбам в законах тшувы говорит, что карет души означает ее полное уничтожение, на что возразил Рамбан в книге «Шаар а-Гмуль»: получается, что грешник не понесет наказания! По мнению Рамбана, карет души означает наказание в гиеноме (аду), где душа терпит страдания.

Есть еще один вид карета – это соединение двух первых, т.е. преждевременная смерть и отсечения души от ее корня в высшем мире. Это наказание постигает того, кто занимается идолопоклонством и хулит Имя Всевышнего. Это – особенный случай. Талмуд в трактате Санедрин (64б) толкует, что совершающего такие преступления постигает двойное наказание: он будет «отсечен» от этого мира, т. е. карет тела, и от будущего, т.е. лишается удела в будущем мире. Талмуд в трактате Швуот считает, что такое наказание постигает также того, кто публично оскорбляет Тору и тех, кто ею занимаются, ведь тем самым наносится оскорбление самому Всевышнему.

Рав Элияу Элиэзер Деслер в книге «Михтав ме-Элияу» объясняет, что не имеется ввиду полное исчезновение души после смерти, а отсечение ее от источника жизни и святости, что в мире истины (будущем мире) будет причинять ей страшные страдания, которые она будет вынуждена терпеть вечно.

Мишна в начале трактата Критут перечисляет 36 запретов, преднамеренное нарушение которых карается каретом. Многие из них сегодня неактуальны – они касаются храмовой службы. Поэтому займемся лишь актуальными в наше время. Каретом карается нарушение любой из запрещенных мелахот (основных 39 работ) и их прозводных-толадот в Шаббат и Йом Кипур, употребление в пищу квасного в Песах, прием пищи в Йом Кипур, употребление в пищу крови, супружеские отношения в то время, пока женщина не очистилась, окунувшись в микву, сексуальная связь с сестрой, либо с чужой женой, либо с другими близкими родственниками, как, например, с сестрой отца или матери, с сестрой жены, с женой брата после его смерти либо развода, с женой брата отца или матери, быть не обрезанным (за исключением медицинских противопоказаний), а также употребление в пищу определенных видов жирового слоя на внутренних органах животных (хелев).

Есть несколько мнений, в каких случаях человека постигает первый вид карета либо второй. Приведу, на мой взгляд, наиболее убедительное, которое также ответит на вопрос: мы видим множество людей, постоянно нарушающих запреты, наказуемые каретом. Почему же они долго и благополучно живут? А с другой стороны, есть праведники, умирающие в молодом возрасте.

У каждого человека есть заслуги и прегрешения. Из главы о соте, изменившей мужу женщине, следует, что заслуги отсрочивают исполнение приговора. Так и в нашем случае – если человек нарушает запрет, за который полагается наказание карет, но у него есть заслуги, то они его «защищают» от приведения приговора в действие, т.е. он доживает до глубокой старости, и наказание постигает его лишь после смерти.

Есть еще один критерий – каждый получает вознаграждение в том мире, который у него является главным. Праведники несут наказания за свои прегрешения в этом мире с тем, чтобы прийти чистыми в будущий мир. А злодеи (здесь имеются в виду не только те, кто постоянно творит зло, но и те, кто живут исключительно материальной жизнью), наоборот – за свои малочисленные заслуги получают вознаграждение в этом мире и наказываются в будущем. Иногда бывает, что наказание карет отсрочивается в надежде на исправление человека, а также оно может быть отложено на два-три поколения в заслугу праведного потомства, которое выйдет из этого человека. Может случиться, что полный праведник совершит один грех, наказуемый каретом, и раскается в содеянном. И тогда он получает наказание карет в этом мире, но не лишается будущего, и это наказание не распространяется на его потомство. Однако мы никогда не можем знать, кто получает наказание и за что. И, конечно же, надо помнить, что истинная тшува отменяет наказание карет.

Да убережет нас Г-сподь от этого страшного наказания!

С уважением, рав Шалом Каплан

http://www.beerot.ru/?p=15252