Евреи пользовались египетским календарем?

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1044
основа, египетский календарь

Шалом, уважаемый рав Полищук! Вопрос по Ибн Эзра, парашат Ноах, 8, 4.

150 дней потопа. Мнение Ибн Эзры. Он связывает от 17 дня второго месяца до 17 дня седьмого месяца со 150 днями. Отсюда он делает вывод, что речь идет о солнечном календаре. Если бы это был лунный календарь, то прошло бы 147 дней.

Прочтя про солнечный календарь, мне сразу пришло в голову, что это может быть древнеегипетский календарь. Я сразу в энциклопедию. И вправду, в Древнем Египте 4 с лишним тысячи лет использовался солнечный календарь. Египтяне знали, что в году 365 дней, но делили год на 12 месяцев строго по 30 дней в каждом. Потом после последнего месяца добавляли недостающие 5 дней.

Интересно, что в те времена все другие народы, у которых был календарь, использовали лунные календари. Поэтому египетский календарь накладывается идеально. 150 дней это точно 5 месяцев, от 17 по 17 дни.

Мнение Ибн Эзры потрясающе логично. Логично, что народу, только что вышедшему из Египта, все даты дали по календарю, к которому они привыкли. Но как тогда понять, какие даты даны по солнечному, а какие по лунному?

До какого момента использовался египетский календарь, а когда он был изменен на лунный?

Что говорят наши мудрецы по этому поводу, с асмахтами, разумеется?

Большое спасибо! Жду ответа с нетерпением. С ув, Ури


Дорогой Ури!

Меня всегда радует иметь дело с человеком с пытливым умом. К сожалению, я не имею возможности погрузиться в эту тему.

Однако со сказанным Вами «Логично, что народу, только что вышедшему из Египта, все даты дали по календарю, к которому они привыкли» не могу согласиться.

Выход из египетского порабощения был выходом не только из порабощения физического, но и еще в большей мере – освобождением от порабощения духовного.

Сатан утверждал при рассечении Моря, что если в нем будут потоплены египтяне, то туда дорога и евреям – потому что «какая разница между теми и другими, и те и другие идолопоклонники». Уже в Египте, перед казнью смерти первенцев, Всевышний дал нашему народу заповеди, чтобы очистить нас от египетского идолопоклонства (корбан пейсах – пасхальная жертва), отделить нас от зла и ослабить дурное начало (запрет квасного и обрезание, сделанные при выходе из Египта). Есть особая заповедь Торы «по их законам не идите»…

Особенно хочу обратить Ваше внимание, что первая заповедь, данная всему народу Израиля – «Месяц этот будет вам первым месяцем» (Шмот 12:2).

Эта заповедь включает в себя пользование именно лунными месяцами, освященными Санедрином (почему именно эта заповедь была первой, я не раз говорил на своих уроках). Как правило, у народов мира их культы были связаны с их календарем. Поэтому видится логичным, что Всевышний в этой заповеди, в частности, имел в виду отделить нас от календаря египтян, и поэтому логично, что месяцы, упомянутые в Торе, это были именно лунные месяцы! Кроме того, Тора была дана не только поколению пустыни, которое вышло из Египта, а всем поколениям.

Добавлю Вам очень важный совет: Ибн Эзра был, безусловно, великим мудрецом и праведником, как мы видим, его комментарий печатается почти во всех серьезных изданиях Торы со многими комментариями. Однако для нас важнейшая цепочка понимания Письменной Торы основывается на Торе Устной. И важнейшим для нас источником устной Торы, объясняющей Письменную, является комментарий Раши.

Именно Раши по-настоящему является великим учителем всего нашего народа уже почти тысячу лет. Он был величайшим знатоком Устной Торы – Талмуда, Мидрашей, кроме того, он удостоился руах а-кодеш – духа святого постижения, чтобы на основании полученной нами Устной Торы написать свой комментарий на Пятикнижие. Его великий внук и оппонент в трактовании Талмуда, рабейну Там, говорил, что мог бы написать комментарий на Талмуд, по уровню подобный комментарию его деда Раши… однако на Тору – не мог бы.

Поэтому мой совет Вам – изначально изучить Тору с Раши, осознавая, что это основная цепочка передачи Торы. Даже великий основополагающий комментарий Рамбана стоит на втором месте после Раши, и изучать его рекомендуется после изучения Раши.

Ваш же пытливый ум желаю Вам погрузить в глубокое изучение Талмуда с Раши и Тосафот.

С уважением, Игаль Полищук

http://www.beerot.ru/?p=63060