Злодеи и праведники — звенья одной цепи?

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1583

За какие такие заслуги такой отъявленный злодей Лаван удостоился того, что наши три праматери – его самые близкие родственницы (сестра и 2 дочери), и так как написано, что две служанки, которые были у Рахели и Леи тоже его дочери, то получается, что все 12 колен Израиля – его родственники-внуки. Может я все жее что-то не так поняла?

С уважением, Лия.


Уважаемая Лия!

Подобный вопрос обсуждается в книге «Кузари» (1:95) (перевод в соответствии с комментарием «Оцар Нехмад»):

«…Всевышний дал Адаму сына Шета, который был на него похож по своей натуре. И Шет был приемником [Адама] и сердцем [творения], а все остальные – как шелуха [то есть, все остальные дети Адама играли второстепенную роль]. А приемником Шета был Энош. И так продолжалось до Ноя, посредством одиночных [праведников], которые были все похожи на Адама. И все они звались “детьми Б-га” благодаря своей физической силе и размерам, благодаря мудрости и долголетию. И именно они перечисляются, когда идет речь о поколениях между Адамом и Ноахом и между Ноахом и Авраамом. И были среди них и такие, которые не были связаны с Б-жественностью, как, например, Терах [отец Авраама]. А Авраам был учеником своего деда – Эвера, и, кроме того, застал самого Ноаха. И их духовный уровень передавался от деда к внуку. Авраам был приемником Эвера и его учеником, поэтому его называют иври. Эвер был приемником Шема, а Шем – приемником Ноаха…

… [До получения Торы], если дети их были вероотступниками, то Всевышний отвергал их. Но они не выпадали из цепочки преемственности, если отец вероотступника и его сын – оба являются преемниками, то Всевышний сохраняет самого вероотступника. И [Всевышний] хранит отца, ибо, в конце концов, у него появится сын или внук – преемник [праведности и постижения воли Творца и Его путей]. И это сказано о Терахе и о других, которые не были причастны к Б-жественности, но благодаря своему происхождению породил преемников [духовного наследия, исходящего от Адама]... И это представляется вполне естественным, ибо великое множество людей не похожи на своих отцов, но очень похожи на своих дедов. И нет никаких сомнений, что эта природа и эта внешность, [которую человек получил от деда], были сокрыты в отце, хотя и не были заметны. И точно также качества Эвера были сокрыты в его потомках, пока не появился Авраам, [которому удалось раскрыть эти качества]».

Подобную идею объясняет также рав Элияу Элиэзер Деслер в книге «Михтав ми-Элияу»:

«Иногда человеку необходимо прикрепить к себе какой-либо предмет, чтобы не потерять его. Для этой цели часто используют цепочку. Например, многие носят на ней часы или ключи. И хотя сама цепочка человеку совершенно не нужна, он использует ее для того, чтобы удерживать и хранить необходимый ему предмет. И если вся цепочка нужна исключительно для этой цели, то тем более одно ее звено не обладает собственной ценностью. Тем не менее, каждое звено совершенно необходимо. Ведь даже если сломается только одно звено, вся цепочка порвется, и необходимый предмет отсоединится от хозяина и пропадет.

Этот простой пример поможет нам понять самый низкий уровень “заслуг отцов”. Всевышний пообещал нашим святым праотцам, что конечная цель мироздания будет достигнута посредством их самих и их потомков. И великое будущее, в котором все увидят, как возвысится и освятится имя Всевышнего, благословен Он, – наступит именно благодаря праведному мессии (Машиаху). Но Мессию отделяют от праотца Авраама многие поколения, и каждое из них выходит из предыдущего, как связанные между собой звенья одной длинной цепи.

В этой цепи есть люди, и даже целые поколения, поведение которых лишает их права на существование. Тем не менее, они продолжают жить. Дар жизни дается им не благодаря их собственным заслугам, а из-за заслуг их предков и потомков – ибо они как звено в цепи, которое существует только для того, чтобы цепочка не разорвалась.

Тогда человек продолжает жить в мире, хоть у него и нет самостоятельного права на существование».

Очевидно, что то, что было сказано о Терахе, можно сказать также и о Лаване. Он был звеном в цепочке преемственности от Адама и до Рахели и Леи.

Рав Цадок а-Коэн из Люблина дает совсем другой ответ на этот вопрос. Он считает, что потомство Лавана полностью порвало с ним всякую духовную связь, и перестало иметь к нему какое бы то ни было отношение. Он пишет («Довер Цедек», стр. 96): «Лаван сказал (Берешит, 31:43): “И отвечал Лаван, и сказал Яакову: дочери — мои дочери; а сыновья — мои сыновья; а скот — мой скот”. “Скот” – это шестьсот тысяч евреев [то есть, весь еврейский народ]. Этим Лаван хотел сказать, что они имеют к нему отношение, и называются его именем. Но это называется (Дварим, 26:5) “Арамеец изживал праотца моего” – то есть, если бы потомство Якова имело отношение к Лавану, то тот не смог бы считаться праотцем еврейского народа, ибо Лаван был полной противоположностью Якова. Ведь известно, что Лаван был мошенником, а Яков – прямым человеком. Но дочери ответили (Берешит, 31:15): “Ведь чужими считаемся мы у него”. То есть, он потерял статус нашего отца».

С уважением, рав Берл Набутовский 

http://www.beerot.ru/?p=13291