Мясное и молочное на столе у Авраама

Дата: | Автор материала: Рав Зэев Урман

3022

Здравствуйте!

Недавно меня очень заинтересовал вопрос. Описывая встречу Авраама с ангелами, когда он предлагает им отдохнуть и поесть, Тора говорит (Берешит, 18:8): «И принес [Авраам] масло, молоко и мясо теленка, приготовленного им, и поставил перед ними… И они ели».

Вопрос таков: разве Г-сподь разрешал в то время кушать мясное и молочное? Почему? И что изменилось ко времени дарования Торы?

С уважением, Давид.


Здравствуйте, Давид. Вы задаете очень правильный вопрос. На него отвечают комментаторы Писания. Но, прежде чем разобрать эти ответы, нужно сделать важное замечание. Тора глубока и бесконечна, и на каждый вопрос может существовать несколько объяснений, согласно сказанному: «Семьдесят ликов есть у Торы» («Бемидбар Раба», «Зоар»). Поэтому нужно помнить, что любое объяснение не может претендовать на цельность, и является лишь одной гранью Высшей мудрости, к которой мы можем прикоснуться настолько, насколько нам позволяет наше ограниченное понимание.

Теперь перейдем к сказанному нашими мудрецами. Великий комментатор Писания рав Довид Кимхи (Радак) объясняет, что, принеся разные виды пищи, Авраам предложил их гостям на выбор: каждый взял то, что хотел. Автор книги «Шита Мекубецет» (Бхорот, 6б) рав Бецалель Ашкенази объясняет, что Авраам считал, что его гости происходят из потомков Ноаха (бней Ноах), которые не получили запрет употреблять в пищу мясное с молочным. Другие комментаторы обращают наше внимание на порядок, в котором Авраам подавал угощения (в приведенном стихе): сначала молочное, а только потом мясное. Мясное, как известно, после масла и молока по еврейскому закону разрешено употреблять в пищу. Подтверждение этому мы можем увидеть и в комментарии Раши к приведенному стиху: «То, что приготовил первым, подал первым». Такой же ответ дает на Ваш вопрос и «Мидраш а-Гадоль», говоря о том, что Авраам, который соблюдал все законы Торы и постановления мудрецов, дал возможность соблюсти их также и своим гостям, подав сначала молочное, а потом – мясное.

Согласно этим объяснениям выходит, что ни Авраам, ни его гости не нарушили упомянутого запрета. Тем не менее, другие комментаторы писания («Даат Зкейним», приводит также «Шита Мекубецет») замечают, что подобное объяснение входит в противоречие с написанным в мидраше «Шохар Тов» (8): «Когда хотел Всевышний дать Тору Израилю, обратились к Нему ангелы-служители, и спросили: Ты, давший славу Свою на Небесах! Не стоит ли оставить там Тору твою и не даровать её человеку, который преступит её законы? Ответил Всевышний: написано в Торе “Не вари козленка в молоке матери его” (Шмот, 23:19). А вы, когда спустились вниз (навестить Авраама), ели мясное и молочное! Немедленно согласились ангелы со Всевышним». Из этого мидраша следует, что ангелы не воспользовались возможностью, которую предоставил им Авраам, и ели мясное с молочным, получив за это нарекание от Всевышнего!

И здесь возникает интересный вопрос, задаваемый авторами книг «Тосафот а-Шолом» и «Биркат Перец»: по закону Торы запрет мясного и молочного распространяется только на мясо, сваренное в молоке, ведь сказано: «Не вари козленка в молоке…». И поскольку Всевышний упрекнул ангелов стихом из Торы, очевидно, что они ели сваренное в молоке мясо! Но ведь Авраам, соблюдающий не только законы Торы, но даже постановления мудрецов, которые будут установлены в дальнейшем, не мог варить мясное в молочном?!

Объясняет «Биркат Перец», что суть ангелов – огонь. И в момент их прикосновения к еде происходила варка мясного и молочного!

Намёк на это объяснение мы также можем найти в комментариях Раши. Он пишет, что ангелы не ели, а лишь делали вид, что ели. Как можно делать вид, что кушаешь, и не есть? Пишут авторы Тосафот, что ангелы просто сжигали подаваемую им еду. А при сжигании мясного и молочного, как уже было сказано, происходит запрещенная варка.

С уважением, рав Зэев Урман

http://www.beerot.ru/?p=27695