«… непременно поставь царя»

Дата: | Автор материала: Рав Давид Кантарович

1953

Шалом, уважаемые равы.

1) Сказано (Дварим, 17:14) : «Когда ты (Исраэль) скажешь: «Поставлю я над собой царя, как все народы, которые вокруг меня», то… непременно поставь царя».

Является  ли эта заповедь безусловной обязанностью,  или зависящей от желаний и потребностей людей? Верно ли понимание рабби Наарая: «Весь этот раздел (книги Дварим о том, чтобы поставить царя) сказан исключительно соответственно их (народа) претензиям. Сказано: «Ты скажешь: поставлю над собою царя»?

2) В книге Шмуэля (8:5-7) написано: «Ныне поставь нам царя, чтоб судить нас, как у всех народов. И худо было речение то в глазах Шмуэля, когда сказали они: Дай нам царя, чтоб судить нас! И молился Шмуэль Г-споду. И сказал Г-сподь Шмуэлю: Внемли гласу народа во всем, что скажут тебе, ибо не тебя отвергли они, но Меня отвергли они от царства над ними».

Почему о желании исполнить заповедь  написано: «худо было речение то в глазах Шмуэля»?

В чем состоит главный «криминал» просьбы старейшин? (Если  их просьба была «не вовремя» или неправильно сформулирована, то почему Шмуэль не разъяснил им их ошибку?)

И главный вопрос.

Как понимать речение Всевышнего «ибо не тебя отвергли они, но Меня отвергли они от царства над ними»?

Заранее спасибо,

Руслан


Спасибо за интересные вопросы!

Постараемся прояснить некоторые из них.

Рамбам в начале Законов Царей пишет: "Три заповеди получили евреи, когда вступили на Святую Землю: поставить себе царя, стереть потомство Амалека и построить Храм".... В дальнейшем он задает наш вопрос. Если назначение царя – заповедь, то почему Всевышнему было неугодно, когда к пророку Шмуэлю обратились с просьбой поставить царя? Потому, что народ потребовал царя от недовольства: не для того, чтобы исполнить заповедь, а как протест против пророка Шмуэля, как сказано (Шмуэль I, 8:7): "Ведь не тобой пренебрегли, ведь Мной (Всевышним) пренебрегли" Шмуэль был совершенно неподкупен. Его руководство было безупречным. Любой вопрос получал ответ прямо от Всевышнего. Народу это не нравилось. Они хотели обычную власть, со всеми ее недостатками.

Рамбан в комментарии к Торе пишет, что проблема была в том, что попросили царя не для того, чтобы выполнить заповедь, а для того, чтобы быть "как все народы". А еврейскому народу не следует учиться жить у других народов.

С уважением, рав Давид Кантарович

 

http://www.beerot.ru/?p=22429