Суровый суд над Аммоном

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1554

Шалом!
Вопрос об отрывке из книги Шмуэля (II, 12:31):

«А народ, бывший в нем, он вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими. И возвратился после того Давид и весь народ в Иерусалим»

וְאֶת־הָעָם אֲשֶׁר־בָּהּ הֹוצִיא וַיָּשֶׂם בַּמְּגֵרָה וּבַחֲרִצֵי הַבַּרְזֶל וּֽבְמַגְזְרֹת הַבַּרְזֶל וְהֶעֱבִיר אֹותָם בַּמַּלְכֶּן (בַּמַּלְבֵּן) וְכֵן יַעֲשֶׂה לְכֹל עָרֵי בְנֵֽי־עַמֹּון וַיָּשָׁב דָּוִד וְכָל־הָעָם יְרוּשָׁלָֽ͏ִם׃

В этом стихе есть кри и ктив по слову «печь». Что он означает в кри?

В переводе смысловое значение – это казнь царем Давидом аммонитян через топоры, пилы и печи. На иврите возможно понимание как принудительные работы с пилами, топорами и печами.

Дает ли кри другое понимание стиха?


Во-первых, поясним понятие «кри» (от слова ликро, читать) и «ктив» (от лихтов, писать). В Танахе нередко можно встретить слово, которое пишется так, а читается (согласно устной традиции) по-другому. И это не небрежность переписчика, а  «многослойность» текста. Ниже мы поясним наш случай, на его примере разъяснится и общее понятие кри у-ктив.

«А народ, который в нем, он вывел и положил их под пилы и бороны железные, и под железные секиры; и таскали их по кирпичам улиц. И так поступал он со всеми городами сынов Аммоновых. И возвратился Давид и весь народ в Иерусалим» (Шмуэль II, 12:31)

וְאֶת הָעָם אֲשֶׁר בָּהּ הוֹצִיא וַיָּשֶׂם בַּמְּגֵרָה וּבַחֲרִצֵי הַבַּרְזֶל וּבְמַגְזְרֹת הַבַּרְזֶל וְהֶעֱבִיר אוֹתָם בַּמַּלְכֶּן (בַּמַּלְבֵּן)  וְכֵן יַעֲשֶׂה לְכֹל עָרֵי בְנֵי עַמּוֹן וַיָּשָׁב דָּוִד וְכָל הָעָם יְרוּשָׁלִָם

В последнем стихе двенадцатой главы есть слово, которое пишется במלכן (ба-малькан), но согласно традиции слово это читается בַּמַּלְבֵּן (ба-мальбен). Слово левена означает кирпич или строительный камень. От этого отталкиваются многие комментаторы, связывая наказание аммонитян или с площадями и дорогами, вымощенными камнем, или с печами, в которых обжигают кирпичи.

Несмотря на то, что все народы, жившие вокруг Земли Израиля, поклонялись каждый своему идолу, только божество Амона в наших источниках презрительно нарекается Шикуц Амон – мерзость Амона. Поясняют комментаторы, что они поклонялись Молеху, которого изображали в виде змея. И именно это божество зовется Шикуц Амон, потому что оно олицетворяло того самого нахаша (змея), который был корнем зла и, совратив Адама, внес разрушение в наш мир. Этот вид идолопоклонства олицетворяет подчинение злу и преклонение перед ним («Зоар»).

Радак, Кли Якар и другие комментаторы поясняют смысл различия написания (ктив) и прочтения (кри). В написании есть намек на Молеха – мерзость Амона. Давид преднамеренно стаскивал аммонитян на мощенные камнем площади, чтобы там судить их, и чтобы они увидели, как евреи будут уничтожить их божество, и как оно будет бессильно спасти себя.

Между Диврей а-Ямим и книгами пророков существуют различия в написании ряда слов. Это различие мудрецы используют для разрешения  многих вопросов и противоречий. Наш случай не стал исключением. В книге Шмуэля сказано וַיָּשֶׂם (ва-ясем – и положил), а в Диврей а-Ямим сказано וַיָּשַׂר (ва-ясар – те же буквы, что и яшар, выпрямил, сравнял). Это можно пояснить так: вначале Давид жег и уничтожал божество Амона, при этом отправлял (וַיָּשֶׂם – ва-ясем) самих аммонитян в печи, в молотилки, под пилы и секиры. Каждому предлагалось отказаться от поклонения  своему идолу. Того, кто прилюдно соглашался встать на праведный путь, вынимали из молотилок и печей. А те, кто не соглашался отказаться от идолослужения, того уже – וַיָּשַׂר (ва-ясар) – пускали под пилы. Как пилы и секиры ровняют дерево, очищая его от веток и сучков, так и Давид ровнял (очищал от идолопоклонства) аммонитян.

Все же возникает вопрос об «излишней», на первый взгляд, жестокости Давида. Маараль много говорит о царстве дома Давида, как о прообразе будущего царства Машиаха. В нашем случае говорят, что Давид поступил так жестоко именно с аммонитянами, потому что они являлись носителями веры в нахаша, представителя ситра ахра (злого начала) в нашем мире, и осознанно служили злу. Поступок Давида был прообразом «Великого суда», который устроит Машиах над теми, кто до конца дней так и останется со своими идолами, прилепившись к злу. Об этом говорит пророк Йешаяу (41:14-15): «Не бойся, червь Яаков, люди Израиля; Я помогаю тебе, слово Г‑спода! (Я) – Избавитель твой, Святой Израиля. Вот Я сделал тебя молотилом острым, новым, зубчатым, будешь ты молотить и размельчать горы, и холмы в мякину превратишь».

С уважением, рав Нахум Шатхин

http://www.beerot.ru/?p=17833