Законы Йом Кипура, связанные с больными

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

3732

Законы лечения в Йом Кипур, не связанные с едой и питьем, идентичны законам лечения в Шаббат. Человеку, которому, исходя из правил лечения в субботу, разрешено принимать лекарства, можно их принимать и в Йом Кипур, при условии, что они по своим вкусовым качествам не могут считаться едой или питьем. Изначально в Йом Кипур больному следует принимать лекарство, не запивая его водой. В случае, когда все же есть необходимость запить лекарство, следует для этого воспользоваться напитком, обладающим горьким вкусом, например, концентрированной заваркой ромашкового чая, которая имеет достаточно горький вкус и при этом не вредит здоровью.

Помимо облегчений, связанных с законами субботы, в Йом Кипур в отношении больных существуют также определенные облегчения, связанные с принятием пищи и мытьем, которые для здоровых людей в Йом Кипур запрещены. Больному, который будет испытывать страдания, если он не прополощет горло, разрешено это сделать в Йом Кипур, стараясь при этом не проглотить ни капли жидкости.

Больному, для которого пост не опасен, в Йом Кипур запрещено есть и пить. Кто же, по закону Торы, считается опасно больным? Опасно больной – это человек, болезнь которого представляет отдаленную угрозу для жизни, если ее не лечить. В случае даже небольшой вероятности угрозы для жизни человека, не только разрешено, но даже существует великая заповедь совершать любые действия, которые могут привести к его излечению. В Торе сказано: «Вот те заповеди, которые будет исполнять человек, и жить в них» (Ваикра, 18:5). Говорят мудрецы: «Жить в них, но не умирать в них» (Йома, 85б). То есть, в случае, когда жизни человека грозит опасность, разрешено в Шаббат совершать любые действия ради его спасения, включая и те, которые в обычной ситуации запрещены в субботу Торой. Остальные запреты Торы и мудрецов, за исключением трех самых строгих: идолопоклонства, убийства и разврата, также отменяются в случае, когда это необходимо для спасения жизни человека.

Если врач считает, что опасно больному необходимо есть и пить, больного кормят и поят, даже если сам больной уверен в том, что пост ему не повредит и он может до завершения Йом Кипура обойтись без еды и питья. Причем человек, который ест и пьет в Йом Кипур потому, что этому его обязывает закон, исполняет важную заповедь Торы («Шулхан Арух», 618:1; «Мишна Брура», 618:2, 618:5).

Если врач считает, что больному нет необходимости в еде и питье, но сам больной чувствует, что ему необходимо есть и пить, он ест и пьет. Исключение составляет ситуация, когда врач считает, что еда или питье представляет угрозу для жизни больного. В таком случае больного не кормят и не поят, даже если он сам уверен в том, что ему необходимо есть и пить («Шулхан Арух», там же; «Мишна Брура», там же, 4).

Нарушение поста необходимо постараться снизить до минимума, при условии, что это не отразится негативно на состоянии здоровья опасно больного. Если такому больному необходимо только пить, ему запрещено есть, и, наоборот, если ему необходимо только питание, а без воды он может обойтись, ему запрещено пить. Все решения должны быть приняты в строгом соответствии с указаниями врача и раввина, поскольку любая неточность является нарушением закона: неправомерное разрешение есть или пить – нарушение святости Йом Кипура, за которое полагается наказание карет, а чрезмерное устрожение – нарушение заповеди сохранять жизнь и здоровье («Шулхан Арух», там же, 8-ой). Однако в случае сомнения необходимо устрожить в вопросах заботы сохранения жизни.

Тот, кто по состоянию здоровья должен есть и пить, но для того, чтобы получить необходимое количество влаги и питания, он может есть и пить малыми порциями с некоторыми перерывами, должен поступить именно так и не употреблять за один раз большой объем еды и питья. Для этого до наступления Йом Кипура отмеряют еду по порциям объемом в тридцать кубических сантиметров и напитки по порциям объемом чуть меньшим, чем тот объем напитка, который этому больному помещается за одну щеку, что в среднем составляет сорок миллилитров («Алихот Шломо», «Йом Кипур», 6, «Двар Алаха», пункт 17; «Шиурим Шель Тора», «Шиурей а-Мицвот», пункт 23). Эти порции принимают в Йом Кипур с интервалом в девять минут. Если это невозможно, то хотя бы с интервалом в четыре минуты. Еда и питье не соединяются в общий объем, поэтому разрешено съесть тридцать кубических сантиметров пищи и, не делая перерыва, выпить сорок миллилитров напитка.

Тот, кто про себя точно знает, что по состоянию здоровья ему обязательно придется есть и пить в Йом Кипур, должен начать делать это заранее малыми порциями для того, чтобы потом не пришлось прибегнуть к объемам еды и питья большим, чем указанные выше.

Тот человек, который, если пойдет в синагогу, будет вынужден больше выпить и съесть, а если он останется дома и будет молиться в одиночку, то ему будет достаточно меньшего количества пищи и жидкости, должен остаться дома и молиться в одиночестве («Алихот Шломо», «Йом Кипур», 4:6). Тот, кто должен ухаживать за больным, должен остаться в Йом Кипур с больным, хотя ему придется пропустить общественную молитву и общественное чтение Торы в синагоге.

Беременной женщине, которой в Йом Кипур очень сильно захотелось определенное блюдо, разрешено есть его малыми порциями, пока желание не ослабнет. Беременная женщина, у которой начались преждевременные схватки, вызванные постом, а также та, у которой уже дважды случался выкидыш, спровоцированный постом, в Йом Кипур должна есть и пить небольшими порциями, как указано выше.

Роженица в течение семидесяти двух часов после родов не постится. Даже если роженица утверждает, что она не нуждается в еде и питье, и врачи также не настаивают на том, чтобы она ела и пила, все равно должна есть и пить в Йом Кипур, но малыми дозами, указанными выше («Шулхан Арух», там же, 617:4; «Мишна Брура», там же, 10; «Шаар а-Циюн», 12). Но если роженица не уверена в том, что нет необходимости в еде и питье, она может есть и пить как обычно.

Спустя семьдесят два часа после родов (и пока не минует семь суток после родов) закон следующий. Если врачи считают, что роженице необходимо есть и пить, она должна есть и пить как обычно. Если врачи не настаивают на том, чтобы роженица ела и пила, но она сама, хотя и осознает степень важности поста в Йом Кипур, чувствует необходимость в еде и питье, она ест и пьет малыми дозами. Если она считает, что в еде и питье необходимости нет, и врачи также не настаивают на том, чтобы она ела и пила, она постится («Мишна Брура», там же, 11).

Через неделю после родов роженица не нарушает законы поста без веских на то причин («Шулхан Арух», там же, 617:4).

Приведенные выше правила о роженице в полной мере верны и в отношении женщины, у которой произошел выкидыш после сорокового дня беременности («Шулхан Арух», там же; «Биур Алаха», там же). Статус женщины после «кесарева сечения» не как роженицы, а как человека, перенесшего операцию, который в случае опасности для жизни должен есть и пить, а когда угрозы для жизни нет, обязан поститься.

Кормящей матери, которая, если не будет пить, может потерять молоко, а ее ребенок ничего другого, кроме материнского молока, есть не может, разрешено пить в Йом Кипур малыми дозами («Биур Алаха», там же, 2). Для того чтобы не пришлось нарушать пост, кормящей матери следует постараться как можно больше пить до наступления Йом Кипура. По мнению специалистов, на количество молока кормящей матери критически влияет питье, а не еда, поэтому принимать пищу в Йом Кипур из-за опасения потерять молоко не разрешено («Шмират Шаббат ке-Илхата», 39, примечание 57 от имени рава Ш. З. Ойербаха).

Питание, которое человек получает искусственным путем, например, через зонд, не считается нарушением поста и разрешено в случае лежачего больного. Лежачий больной – это человек, состояние которого таково, что ему либо требуется постельный режим (даже если по какой-либо причине он не лежит в кровати), либо у него болит все тело, но его болезнь не представляет опасности для жизни. Еврею для его лечения разрешено измененным способом совершать только действия, запрещенные в субботу мудрецами. В случае, когда для лечения такого больного есть необходимость совершить действия, запрещенные еврею в субботу Торой, разрешено попросить об этом нееврея. Опасно больной, которому разрешено принимать пищу естественным образом, не должен в качестве устрожения переходить на искусственный способ принятия пищи («Игрот Моше», «Орах Хаим», 3:90, 4:101).

Тот, кому запрещено поститься в Йом Кипур, ест и пьет, не делая Кидуш (респонсы «Ар Цви», 1:155). Тем, кому по состоянию здоровья необходимо есть в Йом Кипур, следует предпочесть продукты, которые не требуют омовения рук, поскольку мытье в эти дни запрещено («Шаарим Мецуим бе-Алаха», 124). Если все же по какой-либо причине человеку необходимо есть хлеб, он омывает кисти рук полностью, как это делают обычно перед едой с хлебом («Алихот Шломо», 16:5).

Тот, кто должен есть хлеб, не обязан благословлять на два хлеба, лехем мишне («Маген Авраам», 618:10). После принятия пищи он делает маим ахроним, омывает пальцы рук («Шмират Шаббат ке-Илхата», 39, примечание 31 от имени рава Ш. З. Ойербаха; «Ревавот Эфраим», 1:384).

В благословении после еды с хлебом («Биркат а-Мазон») перед просьбой о строительстве Иерусалима он делает вставку на Йом Кипур («Яале ве-Яво»), а в годы, когда Йом Кипур выпадает на Шаббат, – также вставку «Рцэ» («Алихот Шломо», «Йом Кипур», 6:12). В конце «Биркат а-Мазон», когда читают пожелания, начинающиеся словом «а-Рахаман», также упоминают о Йом Кипуре. В благословении «ме-Эйн Шалош» (которое произносят после пищи, приготовленной из семи видов, которыми славится Земля Израиля, и вина или виноградного сока) произносят специальную вставку на Йом Кипур. Тот, кто забыл сделать вставки, не обязан читать «Биркат а-Мазон» или «ме-Эйн Шалош» заново. Те, кто едят малыми порциями с перерывами в девять (или четыре) минут, благословляют только на первую порцию. Благословение после еды в таком случае, согласно некоторым мнениям не произносится («Алихот Шломо», там же, «Двар Алаха», 21). Но, поскольку по данному вопросу существуют и другие мнения, каждый должен выяснить у своего раввина, как следует поступить.

После того как миновала опасность, человек обязан начать поститься.

В субботу и праздники существуют определенные ограничения в отношении мытья, даже если при этом не будут происходить другие нарушения, как например, выжимание волос и одежды, варка и другие. В Йом Кипур помимо этого существует еще и самостоятельный запрет мытья. Однако лежачим, и тем более опасным больным, которым необходимо мыться, разрешено это делать в Йом Кипур, не допуская никаких других нарушений Торы и постановлений мудрецов («Шулхан Арух», «Орах Хаим» с примечаниями Рамо, 613:4; «Мишна Брура», там же, 10; «Шаар а-Циюн», 13).

Дети до возраста бар/бат-мицвы (мальчики, которым еще не исполнилось тринадцать лет и девочки, которым еще не исполнилось двенадцать лет) освобождены от поста. Однако если у них достаточно крепкое здоровье, они постятся последний Йом Кипур перед бар/бат мицвой. Начиная с девятилетнего возраста, в общественные посты детей кормят несколько позже обычного времени их трапез («Арух а-Шулхан», «Орах Хаим», 616:2; «Алихот Шломо», там же).

Тому, кому необходимо пить, но не обязательно есть, разрешено пить, но запрещено есть. И так же – наоборот. Пока не возникнет необходимость в еде или питье, человек обязан поститься.

С того момента, как больной почувствовал себя хорошо и голодание больше не может ему повредить, он должен начать поститься.


http://www.beerot.ru/?p=28559