Сказано в «Шульхан Арух» («Орах Хаим», в дополнениях Рамо): «Некоторые пишут, что в Йом Кипур следует надевать чистые белые одежды, чтобы уподобиться ангелам-служителям».
Известна история: рав Исраэль Салантер пришел в синагогу перед «Коль Нидрей» и встретил одного авреха, спешившего на свое место. Тот был одет в белое, на плечах – талит, как ангел Всевышнего, лицо бледное, глаза горят, весь в трепете перед наступающим Судом. Весь месяц Элуль готовился и читал слихот, и прошел Рош а-Шана и десять Дней Трепета, и вот наступил самый святой день!
Спросил его рав Исраэль Салантер: «Скажи мне, как дела у такого-то?» Это был сосед этого авреха, лежавший при смерти.
Тот не ответил. Какое ему дело до того соседа? Он сейчас вызван в Суд, его жизнь на весах!
И тогда рав Исраэль произнес известную фразу, ставшую одним из лозунгов движения мусар: «Скажи мне, чем я виноват, что ты такой Б-гобоязненный?»
Я спросил – ты должен ответить!
В другой истории рав Исраэль пришел в синагогу, которая была наполнена людьми до краев, все изливают душу в молитве «Тфила Зака» и в трепете ждут «Коль Нидрей». Неожиданно появляется один еврей, одетый в белое и закутанный в талит, и начинает прокладывать себе дорогу между молящимися. Расталкивает людей, наступает на босые ноги…
Проследил рав Исраэль за ним взглядом и покачал головой: «Он одет в белое – чистый ангел, несомненно! Но только… ангел-разрушитель!»
Наши мудрецы говорят, что в Будущем мире Всевышний возьмет дурное начало и зарежет его. Дурное начало – оно же Сатан, оно же ангел смерти. В будущем мире их не будет. Ни дурного начала не будет, ни смерти. И нужно понять, почему – ведь они выполняли свою миссию! И мы свидетели, насколько самоотверженно и преданно они это делали!
А ответ вот в чем: Моше рабейну тоже был послан исполнить миссию, которую на него возложил Всевышний, и отказался. Почему? Потому, что Аарон пророчествовал в Египте. И его могло задеть то, что придет Моше рабейну и будет как бы выше него. Моше не соглашался, пока Всевышний не пообещал ему: «Он (Аарон) увидел тебя и обрадовался в сердце».
Йона отказался выполнять миссию Всевышнего, поскольку боялся, что в результате народ Израиля будет обвинен (в том, что не раскаиваются в своих грехах – прим. пер.), и пророк Ирмеяу умолял не посылать его пророчествовать о разрушении Храма.
Я не говорю, что нужно отказываться, не дай Б-г, но не нужно идти с желанием и радостью. Именно в этом обвиняют Сатана и йецер а-ра.
И вот что я вам расскажу.
Один богатый купец приехал к раби Хаиму из Цанза попросить благословение.
«Откуда вы?» – спросил его раби Хаим.
«Из Лемберга (Львова)», — ответил тот.
Раби обрадовался: «Может быть, вы сообщите мне хорошие новости? Как там дела у учителя, уладилось все?»
Тот не понял: какой учитель, какие дела?
Раби объяснил: «В Лемберге есть один учитель маленьких детей, раби Зелиг. Он был у меня около месяца назад. Рассказал, что обручил дочь и обязался дать ей приданое. Свадьба приближается, а он не может выполнить то, что обещал. Родители жениха угрожают разорвать помолвку, и он просто в отчаянии. Я помог ему, чем мог, и написал письмо в общину. Так что я хотел бы знать, удалось ли собрать нужную сумму».
Богач ответил: «Да, теперь я припоминаю. Ко мне тоже приходили просить для него денег. Но уладились ли там дела – я понятия не имею».
«Как же так? — удивился раби Хаим. — Вы слышали, что он в тяжелом положении, как же вы не поинтересовались, удалось ли ему добыть всю сумму и помириться с родителями жениха?»
«Понимаете, рав, — ответил богач, — я весь день занят своим бизнесом. А когда у меня выдается свободное время, я сижу и учусь. Человек ведь должен заботиться и о своем будущем мире, а не только об этом. Так что у меня нет времени интересоваться чужими делами, жалко тратить его на пустую болтовню!»
Он был уверен, что раби преисполнится уважения к нему, как он правильно тратит время. И раби на самом деле обратился к нему с улыбкой: «Ну, если так, то вы мудрец Торы! Может быть, сможете объяснить мне слова Раши…»
Тот извинился: конечно, он что-то знает, но и в голову ему не приходило, что он может знать что-то больше, чем адмор!
«И все же, Тора дана всему народу Израиля. Послушайте внимательно. Когда Яаков остался один, и “боролся с ним тот человек до восхода солнца”, Раши объясняет, что “тот человек” был ангелом Эсава. А когда Йосеф заблудился в поле “и нашел его человек и спросил: что тебе угодно?”, там Раши объясняет, что это ангел Гавриэль. Я не понимаю: там сказано “человек” и тут сказано “человек”… Откуда Раши знал, что в случае с Йосефом – это святой ангел, а в случае с Яаковом – ангел Эсава, “глава всех злых сил”?»
Богач смущенно промолчал.
Тогда раби ответил: «Очень просто. Йосеф заблудился, не знал, куда идти, и вдруг к нему подходит “человек”, интересуется, спрашивает, что ему нужно, и показывает ему дорогу. Это значит, что он – святой ангел. Но когда ангел послан бороться с Яаковом, и он выполняет это поручение, борется до утра. Тогда Яаков просит благословить его, а он отвечает, что у него нет времени. Пришел его час петь песнь Всевышнему.
Так вот: тот, кто думает только о своем личном духовном подъеме, и из-за этого не отвечает на просьбу еврея, он – ангел Эсава».
В Йом Кипур, когда мы уподобляемся ангелам-служителям, давайте решим, каким именно ангелам мы подобны…
Перевод: г-жа Лея Шухман