Аромат мирта — Величие раби Шимона бар Йохая

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

2450

В трактате Шаббат Вавилонского Талмуда (33б) говорится о гонениях, которым римские власти подвергли раби Шимона бар Йохая, и о том, как великий тана, автор знаменитой каббалистической книги «Зоар», вместе со своим сыном раби Элазаром был вынужден скрываться в пещере на протяжении двенадцати лет. Когда им стало известно, что опасность миновала, и они могли наконец вернуться к семье, к нормальному образу жизни, им Свыше было приказано вернуться в пещеру еще на один год. Два величайших мудреца Торы и до того, как вынуждены были скрыться, знали Тору на невероятно высоком уровне. Двенадцать лет они, не теряя ни секунды, углубляли и расширяли свои познания в святом Учении. Почему же был настолько важен этот дополнительный год? По какой причине два величайших светила Торы были «отлучены» от общества еще на целый год?

Талмуд рассказывает, что, когда раби Шимон и раби Элазар в первый раз (через двенадцать лет) вышли из пещеры и увидели людей, занимающихся добычей пропитания, они были невероятно потрясены. Великие танаим не были готовы поверить в то, что человек может оставить занятия Торой, которые дают ему вечность, и заняться вопросами столь кратковременной жизни в материальном мире. Степень святости великих танаим была настолько высока, что все, что казалось им неприемлемым в увиденном новым взглядом мире, сразу сгорало, превращалось в груду пепла. Раздался голос Свыше: «Вы что? Собрались разрушить сотворенный Мною мир!? Вернитесь в свою пещеру!»

После еще одного года углубленного изучения Торы отец с сыном выходят уже не из убежища, в котором они были вынуждены скрываться от римских властей, но фактически из дома учения. Там они должны были восполнить недостающее им понимание разноплановости ролей творений в совершенствовании своей души с помощью средств этого мира.

Когда мудрецы вышли из пещеры «в мир» во второй раз, раби Элазар все еще не был в состоянии вытерпеть все то, что не вело напрямую к познанию Творца и Его воли, но рабби Шимон, поднявшись на новый духовный уровень, восстанавливал все то, что разрушал сын, говоря ему: «Достаточно, чтобы мы с тобой посвящали жизнь Торе, чтобы этот мир продолжал существовать». Вдруг отец и сын увидели пожилого человека, который бежал с двумя связками мирта. Был канун субботы. На вопрос великих учителей, зачем старцу понадобился мирт, тот ответил: «В честь субботы». А когда они спросили, зачем ему понадобились сразу две связки, человек ответил, что одна из них – в честь повеления «Помни (день субботний)», а вторая – в честь повеления «Храни (день субботний)». Талмуд говорит, что, услышав слова старца, раби Шимон и раби Элазар наконец-то были полностью удовлетворены.

Глубина этого места Талмуда, как и всей Торы, невероятна. Тем более что речь идет о великом каббалисте и о таинствах бытия. На поверхностном уровне представляется, что здесь нам преподали урок динамики духовного роста человека. Начальная стадия – достичь осознания того, что все материальное – это лишь тщета. Испытания, поджидающие человека на данном этапе, заключаются в том, чтобы суметь отрешиться от материи, понять, что она обманчива и пуста, и, осознав это, безгранично предаться постижению Творца и Его воли. Следующий уровень – постараться взойти на такую ступень святости, когда человек, не станет абстрагироваться от материальных объектов, которые Всевышний сотворил в этом мире, а будет использовать их для духовного роста и прославления Имени Создателя.

Вдыхая аромат материального мирта, человек может освящать имя Творца, заповедовавшего наслаждаться в субботу. А от такого утонченного материального удовольствия, как наслаждение ароматом, человек постепенно придет к тому, что сможет превратить продукты питания, одежду, поле, дом – в духовность, пользуясь этими материальными предметами во имя Небес. И этим он удостаивается исполнить свое предназначение в этом мире – освятить и одухотворить все материальное, что его наполняет.

Великий комментатор Талмуда Маарша пишет, что на основании приведенной выше истории о связках мирта, был установлен обычай зажигать две субботние свечи – одну в честь повеления «Помни», а вторую в честь повеления «Соблюдай». В награду за зажигание субботних свечей человек удостаивается сыновей – мудрецов Торы. Подобно этому, в заслугу того, что в честь субботы человек наслаждается ароматами двух связок мирта, он удостаивается праведных сыновей –  мудрецов Торы. Ибо праведники названы в писании адасами – миртами (Мегила 13а, на основании слов пророка Захарии). Представляется, что связь между праведностью детей и наслаждением ароматом мирта во имя почета субботы такова: в заслугу того, что человек использует объект этого мира во имя святости, он удостаивается того, что его дети, его продолжение, будут полностью посвящены Творцу.

Из упомянутого места в Талмуде можно сделать вывод, что любой человек при желании может вдыхать аромат мирта во имя Небес. А может быть, именно это действие и наводит человека на мысль, что все сотворенное в мире создано для прославления славы Творца, и что на него возложена эта великая миссия – раскрыть свет Всевышнего, заложенный в каждом материальном предмете.

Автор комментария «Маген Авраам» к «Шулхан Аруху» (262) приводит, что Аризаль относился с особой важностью к тому, чтобы насладиться ароматом двух связок мирта в Шаббат. Это написано не в качестве исторического или биографического факта жизни великого человека, ведь кодекс «Шулхан Арух» имеет статус основополагающей книги по еврейскому закону.

В книге «При Цадик» рав Цадок а-Коэн из Люблина пишет, что наш субботний стол подобен золотому столу, который был в Храме, субботние свечи подобны храмовому семисвечнику, а наслаждение ароматом мирта подобно благовонным воскурениям, которые совершали в Храме.

Упомянем историю, похожую на приведенную выше, которую рассказывает сам автор книги «Зоар» (Цав, 35а). Встретили раби Шимон бар Йохай и раби Элазар человека, который шел, неся в руках три ветки мирта. «Зачем они тебе?», – спросил раби Элазар. «Притупить горечь потери», – ответил прохожий. В книге «Бейт Аразим» приводится, что говорится об исходе субботы, когда во время авдалы, церемонии разделения святого (субботы) от будничного (будних дней), наслаждаются благоуханием мирта для того, чтобы облегчить страдания человека в момент, когда его покидает дополнительная душа. Почему именно три веточки? Прохожий, которого повстречали танаим, объяснил им это так: «Одна – в честь праотца Авраама, вторая – в честь праотца Ицхака, третья – в честь праотца Яакова». И это явление можно было бы осмыслить в свете нашего предположения. Дополнительная душа покидает человека на исходе субботы, возвращая его в действительность материального мироздания. Использование материального предмета (веточки мирта) во имя духовности – ради благословения Творца за чудесный аромат растения, получения наслаждения во имя служения Ему в большей радости, – призвано стереть границы между духовным подъемом и резким погружением в материальность. С помощью этого действия мы учимся одухотворять предметы материального мира. Подобно тому, как наши великие праотцы Авраам, Ицхак и Яаков освящали этот мир каждым своим вдохом. Ведь каждый из нас, потомков Авраама, Ицхака и Яакова, должен стремиться к тому, чтобы его деяния достигли уровня духовности и праведности деяний его праотцов!


http://www.beerot.ru/?p=25726