За пасхальным столом — Заповеди Седера

Дата: | Автор материала: Рав Александр Кац

6368

1. Необходимо сервировать стол заранее, чтобы начать Седер сразу после возвращения из синагоги – пока дети еще не очень устали (Шулхан арух 472:1, Мишна брура 1). Но выкладывают принадлежности Седера на кеару перед самым началом – чтобы всё было свежее.

2. На праздничный стол Пасхального Седера принято выставлять лучшую посуду, какая есть в доме (разумеется, если она откошерована или используется только в Песах) (Шулхан арух 472:2). Ведь Песах – это праздник освобождения из рабства, а красивая посуда является одним из проявлений обретенной свободы (Мишна брура 6).

3. На сидения, на которых разместятся участники Седера, подкладывают подушки и одеяла (под левую руку), чтобы на них было удобно облокачиваться во время Седера, ведь в таком «возлежании» тоже проявляется свобода (Шулхан арух 472:2, Мишна брура 7).

4. Принято, что ведущий Седер облачается в особое белое одеяние – китл (Хаей адам130:19/2/; Кицур Шулхан арух 118:10). Но у некоторых принято китл не одевать, и пусть каждый следует обычаю своих наставников и своих предков (Мишна брура 272:13).

Белые одежды первосвященника

Маараль из Праги пояснял, что в ночь Пасхального Седера каждый еврей способен достичь духовного уровня первосвященника, входящего в Йом-Кипур в Святая Святых Храма. В это самое святое место первосвященник входил только в белых одеждах, и китель становится знаком, указывающим на возможность подобного духовного подъема (Пардес А-Агада с. 26).

Заповеди Седера

В ходе Пасхального Седера выполняются две особые заповеди Торы и две заповеди, установленных мудрецами (кроме заповедей, относящихся к каждому празднику – например, кидуш и благословение после еды).

Две заповеди Торы:

 1. Рассказ об исходе из Египта. Эта заповедь содержится в стихе «И расскажешь своему сыну в тот день – ради этого (т.е. ради исполнения этой заповеди) совершил это Б-г при моем выходе из Египта» (Шмот 13:8; Рамбам, Сефер а-мицвот, Асе 157).

2. Вкушение мацы, как написано (Шмот 12:18): «В четырнадцатый день первого месяца вечером кушайте опресноки (мацот)» (Сефер а-мицвот, Асе 158).

В эпоху Храма в ночь Седера выполняли также заповедь вкушения пасхальной жертвы, как написано (Шмот 12:8): «И пусть едят мясо в ту ночь, жаренное на огне – с мацой и горькой зеленью будет есть его» (Сефер а-мицвот, Асе 56). Мы просим Творца, чтобы в самом скором времени Он вновь удостоил нас выполнять эту заповедь.

Две заповеди, установленные мудрецами:

1. Вкушение марора.

2. Четыре бокала вина.

Женщины также обязаны выполнять все заповеди этой ночи, в том числе и «четыре бокала» (Шулхан арух 472:14). И хотя обычно женщины освобождены от выполнения заповедей, связанных с определённым временем, в данном случае обязанность распространяется и на них, потому что чудеса исхода были совершены и для них (Мишна брура 44).

Возвращение долга

Комментаторы отмечают, что перед исходом из Египта сыны Израиля не были достойны избавления, но Творец избавил их в заслугу тех заповедей, которые они будут выполнять в будущем. Объясняя стих «…ради этого совершил это Б-г при моем выходе из Египта», Раши поясняет: евреи были избавлены в заслугу того, что станут выполнять такие заповеди, как, например, вкушение мяса пасхальной жертвы, мацы и марора (Раши, Шмот 13:8; Пардес А-Агада от имени Сфат Эмет).

Порядок Пасхального Седера

Мудрецы установили, что заповеди Пасхального Седера следует выполнять в определенном порядке (Псахим 10:2-8; Рамбам, Хамец у-маца 8:1-10). Само слово «седер» на святом языке означает «порядок» – в данном случае последовательность действий за праздничным столом.

Проведение Пасхального Седера разделили на пятнадцать этапов (Махзор Витри, Песах 65):

1. кадеш – чтение праздничного Кидуша (первый бокал);

2. у-рхац – омовение рук перед вкушением овощей, которые обмакивают в соленую воду;

3. карпас – вкушение овощей, которые обмакивают в соленую воду;

4. яхац – преломление средней мацы, причем, большую часть откладывают дляафикомана;

5. магид – рассказ об исходе из Египта (в конце этой части Седера выпивают второй бокал);

6. рахца – омовение рук перед трапезой;

7. моци – благословение перед вкушением мацы;

8. маца – благословение на заповедь вкушения мацы и исполнение заповеди есть мацу;

9. марор – вкушение горькой зелени;

10. корех – вкушение мацы вместе с горькой зеленью;

11. шулхан орех – праздничная трапеза, буквально «накрытый стол»;

12. цафун – вкушение афикомана;

13. барех – благословение после трапезы (после него выпивают третий бокал);

14. алель – чтение псалмов и гимнов, прославляющих Творца (после этого выпивают четвертый бокал);

15. нирца – завершающие гимны Творцу.

Этот порядок кратко изложен на иврите в стихотворной форме, чтобы даже тот, у кого нет Пасхальной Агады, мог легко запомнить последовательность действий (Хаг а-Песах25/11/). Кроме того, по утверждению знатоков кабалы, эти простые слова, обозначающие порядок Седера, содержат намеки на величайшие тайны Торы (Йесод у-шореш а-авода 9, 9).

У многих принято произносить (а чаще напевать) эти названия частей Седера перед его началом (Алахот у-минъагей хаг а-Песах). Согласно другому обычаю, называют каждую из частей только непосредственно перед ее выполнением (Сидур Бейт Яаков;Йесод у-шореш а-авода 9). Так, перед кидушем произносят «Кадеш», перед омовением рук «У-рхац» и т.д. (Анаф Йосеф).

В некоторых семьях принято, что бы кто-нибудь из детей вслух «подсказывал» отцу, ведущему Седер, какая часть следующая. Эта ответственность побуждает детей внимательно следить за ходом Седера – от начала и до конца.

Изучение Агады

Заповедано изучать Пасхальную Агаду в течение месяца перед наступлением праздника, чтобы не только основательно уяснить порядок проведения Седера, но и глубже понять толкования мудрецов, приведенные в Агаде (Сидур Бейт Яаков; Алахот у-минъагей хаг а-Песах).


http://www.beerot.ru/?p=13022