Влияние привычки — Афтара первого дня праздника Песах

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

2998

«И стояли сыны Израиля станом в Гилгале, и совершили песах (жертву) в четырнадцатый день месяца вечером в степях Иерихонских. И на следующий день песаха (жертвы) стали они есть плоды земли этой, опресноки и поджаренные зерна, в самый тот день. И перестал падать ман на другой день после того, как стали они есть плоды земли, и не было более мана у сынов Израиля, а ели они плоды земли кнаанской в тот год» (Йеошуа, 5:10-12).

Пишет Раши, поясняя эти стихи: «И не было больше у сыновей Израиля мана, поэтому и сказано в стихе, что стали они есть плоды земли, ибо если бы был у них ман, то не стали б они есть еды другой. Как если бы спросили ребенка: “Почему ты ешь хлеб ржаной?” А он ответил бы: “Потому что нет у меня хлеба пшеничного”».

Слова Раши вызывают удивление, ведь сколько было случаев, когда сыновья Израиля, питаясь маном сорок лет, жаловались на эту еду. «А ныне душа наша высохла, нет ничего, только ман пред глазами нашими», «И возроптал народ на Б-га и на Моше: зачем вывели вы (нас) из Египта, чтобы умереть нам в пустыне?» И вот, после потери мана вдруг они оказываются большими любителями этой еды. Что случилось?

Видно на этом примере, насколько мы подвластны своим привычкам, которые способны свести на нет все хорошее. До такой степени, что человек перестает ощущать добро, которое он держит в собственной руке. Привычка за сорок лет в пустыне иссушила ощущение благодарности у народа Израиля к ману, которым питались в непригодной для жизни среде и который вызывал изумление у народов мира.

Теперь же, когда закончилось то время, в душах евреев пробудилась ностальгия по ману и той счастливой жизни в пустыне, когда Всевышний во всем покровительствовал своему народу. Они поняли, как велика потеря и как глупо поступали, жалуясь на изобилие, спускавшееся с небес, и не благодарили Всевышнего и не вознесли Ему песнь за это чудо.

Ибн Эзра так писал о мане: «Чудо мана было значительнее всех других чудес, сделанных Моше. Ибо многие чудеса были сделаны, но лишь чудеса, что проявлялись в мане, просуществовали сорок лет». К этому можно добавить слова Рамбана: «Ман – это порождение высшего света, преобразованное в материальное по воле Создателя. А это значит, что поколение пустыни и ангелы получали свои силы из одного источника».

Поколение пустыни не вознесло благодарственную песнь за ман, потому что не осознали евреи, насколько велико это добро, а когда пробудились, чтобы воспеть чудо, было поздно, и Всевышний уже не хотел принимать их песнь. После многочисленных жалоб на ман песнь не могла быть настоящей и цельной. На примере этого можно увидеть, как велик может быть ущерб от привычки.

Правильное использование привычки

На стих: «И наведу на вас меч, мстящий за завет, и будете собираться в города ваши, но Я пошлю мор в среду вашу, и будете преданы в руки врага» (Ваикра, 26:25) поясняет Раши, что евреи, привыкшие хоронить умерших в Иерусалиме в тот же день, выйдя с похоронной процессией за крепостные стены города, попадут в руки врагов.

Слова Раши требуют пояснений, ведь запрет оставлять не похороненного еврея в Иерусалиме – это лишь постановление мудрецов, а ему противостоит другой закон из Торы – «Опасность для жизни», который отодвигает первое постановление. Так на основании чего же Раши утверждает, что евреи в осажденном Иерусалиме станут рисковать своими жизнями, вынося мертвого для похорон?

Ответ на этот вопрос может быть один – сила привычки и влияние ее на душу евреев, которые на протяжении всей жизни приучились к бережному отношению к святости Эрец Исраэль и, в особенности, к Иерусалиму, и даже не задумываются о том, что могут подвергнуть жизнь опасности.

Самое лучшее лекарство от пагубного влияния привычки – это изучение мусара, освежающего чувства и помогающего осознавать и не забывать те многочисленные блага, которыми Всевышний жалует каждого еврея в частности и весь народ в целом. И когда человек постигнет то, насколько велика милость Небес к нему, непременно пробудится в душе его желание вознести благодарственную песню Творцу всего мира.


http://www.beerot.ru/?p=13132