Каждый, кто нуждается – пусть придет…

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

1783
пусть придет

Сказано, что «даже бедняк народа Израиля не будет есть, пока не сядет полулежа, облокотившись на левую сторону».

Если речь идет о бедняке — скажем, у него есть всего три мацы на Пасхальный седер. Причем у каждой мацы – своя роль: верхняя и нижняя – для «двойного хлеба», средняя – для афикомана, а нижняя нужна еще и для «сэндвича» – корех.

Мы начинаем «Агаду»: «Каждый, кто нуждается, пусть придет и ест». А если и вправду откроется дверь, и войдет нищий, что хозяин ему даст?

Ведь у него всего-то три мацы, ему нужно два ке-зайта (изначально; если нет возможности – можно обойтись одним – прим. пер.) выполнить заповедь есть мацу, один ке-зайт для корех, и еще два на афикоман. Так что остается?

Ответ таков: когда перед тобой нуждающийся человек, отставь в сторону все устрожения, удовольствуйся одним ке-зайтом!

О Ноахе сказано: «Ноах, человек земли, первым посадил виноградник». Наши мудрецы объясняют, что Ноах опустился духовно – из «цельного праведника» стал «человеком земли». Почему? Почему не скажем, что он посадил виноградник с возвышенной целью – чтобы у него было вино для Кидуша?

Ответ в том, что, конечно же, он имел в виду вино для Кидуша. Но если весь мир разрушен не думай об устрожениях! Посей пшеницу, испеки хлеб, чтобы утолить голод всем ближним, и произнеси Кидуш на халы!

Все мы знаем об устрожениях Хазон Иша, но я сам лично слышал, как он говорит: «Я не устрожаю, я лишь педантично соблюдаю законы!»

Я спросил его: «В чем разница между устрожением и педантичным соблюдением законов?» Он улыбнулся и ответил: «Когда закон говорит, что нужно устрожить – это и есть закон. Когда закон говорит, что можно облегчить, а человек сам хочет устрожить – это его право. Но он должен знать, что закон этого не требует, и поэтому прежде, чем устрожать, ему следует проверить, не будет ли его устрожение за счет других людей!»

«Я тебе расскажу, — добавил он, — у меня есть два соседа: один – богатый, а второй – нищий, в доме шаром покати. Как-то раз я спросил богача: “Ты знаешь, что твой сосед – совершенно нищий?” Оказалось, он знает. Я предложил ему: “Ты обеспеченный человек, может быть, выделишь ежемесячную сумму ему в помощь?” Тот ответил: “Понимаете, рав, в Пурим есть заповедь давать подарки бедным. Конечно, дают каждому, кто протягивает руку. Но найти по-настоящему бедных нелегко. Как же мне выполнить эту заповедь? Вот этот мой сосед, я знаю, что он действительно нищий, и, давая ему, можно выполнить заповедь наилучшим образом! Поэтому я не желаю избавить его от бедности”.

Вот тебе пример “устрожения”!»


http://www.beerot.ru/?p=87354