Маца и ее тайны — Выходя из под власти квасного

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

3651

Рамхаль в «Сефер Маамарим» поясняет глубину заповедей, которые мы должны выполнить в ночь Песаха, одна из которых – обязанность съесть мацу. В эту ночь народ Израиля был выделен из среды народов, чтобы быть народом Всевышнего. До выхода из Египта евреи находились во власти материального, но тяжелое порабощение на протяжении многих лет очистило их, выделив из среды всего человечества и возведя на уровень способности восприятия Высшей Святости. И как выход из Египта был духовным рождением народа Израиля, так каждый год в эту великую ночь в душе каждого еврея проявляются силы, пробуждающие и обновляющие все еврейское в нас. И чтобы не упустить это пробуждение, каждый еврей должен выполнить все предписанное законом в эту ночь.

Какие тайны хранит в себе маца, что наши мудрецы называют ее основой избавления?

Выйти на свободу можно разными способами. Не раз бывало в истории великих империй, что рабы поднимали восстание и, победив своих бывших хозяев, выходили на свободу. В Египте у наших праотцев такого варианта не было.

Иногда одно государство объявляет войну своему соседу, и, побеждая, освобождает всех, кто был под его властью. О таком развитии событий тогда тоже речи быть не могло.

Бывало в истории и так, что царь сам, по доброй воле, давал право рабам выйти на свободу, как это было в случае с царем Корешем, когда он разрешил евреям вернуться из изгнания в Землю Израиля и начать строительство Храма. И этого, как известно, в случае с фараоном, не произошло.

Так как же это было? Не по разрешению фараона и не по собственному желанию евреев, а по воле Всевышнего народ Израиля был выведен на свободу. И маца, появившаяся вследствие всего произошедшего, является лучшим свидетелем тех событий.

Вновь находим мы в «Сефер Маамарим» пояснение Рамхаля о маце. «Народ Израиля был вынужден есть пресный хлеб, чтобы очистить свое тело и сделать его пригодным для принятия Высшей Святости. Поэтому сделал Всевышний так, чтобы мы ели семь дней мацу, которая является проявлением йецер а-тов (доброго начала). И благодаря семи дням, что мы употребляем эту духовную пищу, Высший Свет сохраняется в душах евреев на весь год».

Но если маца – это еда, чистая от йецер а-ра (злого начала), то почему бы нам вообще не отказаться от квасного и круглый год употреблять в пищу мацу, которая содержит все необходимые для человека элементы? На это Рамхаль отвечает, что еда наша должна быть приятной на вкус и легкой для пищеварения, чего не скажешь о маце, которая тяжела для желудка, да и вкус ее не слишком изысканный. Поэтому круглый год мы употребляем в пищу еду, подходящую к требованиям нашего тела, чтобы человек мог нормально функционировать. Но в Песах мы подчиняем материальное духовному, не считаясь с телом. Так маца очищает душу и тело еврея, и становится понятно, почему такое строгое отношение к хамцу (квасному) в праздник Песах. Запрещается не только употреблять хамец в пищу, но и даже иметь его в своем владении, а в канун праздника мы не просто выбрасываем его, а сжигаем. В Сукот, например, нам нельзя жить в обычном доме, а лишь в суке, но никто из-за этого не требует сжигать дом.

Однако это становится более понятным, когда мы знаем, что в Песах, выходя из под власти квасного – йецер а-ра, мы отдаем себя во власть йецер а-тов.


http://www.beerot.ru/?p=13215