Суккот — Законы Йом Това и холь а-моэд

Дата: | Автор материала: Рав Йонатан Шухман

5285

Некоторые законы Йом-Това

В книге Шмот (гл.12), сказано: «Пусть в первый день [праздника будет] у вас священное собрание, и в седьмой день – священное собрание: никакая работа не должна производиться [в эти дни]. Лишь то, что необходимо для пищи, [можно] вам делать [в эти дни]». Дни «священных собраний» называются в Торе моадим (букв. «назначенное время»): «Вот праздники (моадим) Всевышнего – священные собрания, которые вы должны созывать в назначенное для них время». По-другому они называются Йом Тов. Таких периодов шесть: первый и последний день Песаха, первый и последний день Суккота, Шавуот и Рош а-Шана. В эти дни Тора запретила совершать работы, и все законы, относящиеся к ним, тождественны законам Шаббата, кроме работ, которые относятся к области охель нефеш (приготовления пищи). Такие работы разрешены Торой, однако мудрецы наложили на часть из них ряд ограничений, которые приведены ниже. Кроме того, разрешены еще две работы: зажигание огня и перенос вещей. Поскольку их разрешили для приготовления пищи, то разрешили и для других целей, в случае, если есть хоть какая-то необходимость для Йом Това.

В Йом-Тов разрешается также выполнять работы, являющиеся подготовкой к приготовлению пищи, но только такие, которые нельзя было сделать до наступления Йом Това (к примеру, зашить фаршированную курицу нитями, заранее продетыми в иглу). Однако по ашкеназской традиции, даже работы, непосредственно связанные с приготовлением пищи, которые можно было сделать заранее (к примеру, блюда, которые не теряют своей свежести, если их сделать заранее), можно делать в Йом Тов,только измененным способом, не таким, как обычно (к примеру, поменять порядок действий, место на котором обычно делают эту работу, или перевернуть инструмент для данной работы и использовать его, держа наоборот и т. п.)

Сбор урожая, перемалывание и выжимание плодов тоже запрещены, несмотря на то, что это работы, связанные с приготовлением пищи. Мудрецы запретили их, потому что люди обычно собирают на поле весь урожай сразу, перемалывают зерна в муку или давят виноград в больших количествах за один раз. Поэтому мудрецы опасались, что если разрешат заниматься этими работами, то человек может весь Йом Тов потратить на обработку урожая, и не успеет порадоваться. По этой же причине запрещена и рыбная ловля (к примеру, человеку может попасться в сети большой улов рыбы, и получится, что он весь день будет тяжело работать вовсе не для Йом Това).

Кроме того, мудрецы учат, что разрешены именно такие виды работ, которые важны в равной степени всем людям. Среди законоучителей широко обсуждается вопрос, можно ли курить в Йом Тов, ведь работа «возгорание», связанная с курением, не является одинаково важной для всех в наше время, поскольку отношение к курению как к вредному для здоровья стало общепринятым и уже нельзя сказать, что курение важно большинству. Поэтому большинство законоучителей нашего времени запрещают курить в Йом Тов.

Также запрещается делать работы, в том числе связанные с приготовлением пищи, для нееврея, поскольку в Торе сказано: «лишь то, что необходимо для пищи, [можно] вамделать». Мудрецы учат из этих слов, что лишь необходимое вам (то есть евреям) разрешено еврею делать в Йом Тов. Поэтому мудрецы запретили приглашать неевреев в гости в Йом Тов из опасения, что еврей приготовит побольше в расчете на этого гостя.

Разрешается варить, печь и делать другие разрешенные работы в Йом Тов, если человек намеревается воспользоваться результатом этих действий в сам Йом Тов, но нельзя делать никаких приготовлений (и даже говорить об этом) в Йом Тов для будней или для холь а-моэда (полупраздничных будней), а также для другого Йом Това (поэтому не готовят ничего с первого дня Йом Тов на второй, и даже в Рош а-Шана, хотя он и считается как бы одним большим днем) или для Шаббата. Однако когда сразу после Йом Това следует Шаббат, то если приготовили какую-либо вареную еду и хлеб в канун Йом Тов, в качестве начала готовки еды к Шаббату, (эти приготовления называются эрув тавшилин), то считается, что человек, как бы продолжает готовить в Йом Тов для Шаббата, а не начинает. Такая готовка разрешена.

Разрешается зажигать огонь в Йом Тов, но только от огня, который был зажжен до Йом Това в случаях, когда это нужно для варки, выпечки, подогрева воды или для освящения, или другой, одинаково важной для всех, цели. Главное, чтобы зажигание огня было для самого Йом Това. Также разрешено усилить уже горящий огонь. Однако уменьшение огня разрешается лишь в особых случаях, когда, к примеру, нет другого способа избежать подгорания еды на газовой горелке.

Поскольку обычно работа отбора и сортировки является также одним из видов деятельности, при которых человек обрабатывает большое количество за один раз, поэтому мудрецы запретили отбор в Йом Тов. Однако то, что человек отбирает для трапезы, обычно не требуется делать в больших количествах, такой отбор разрешен при следующих условиях:

а) если нельзя было сделать отбор заранее,

б) отбор в Йом Тов делается без специального «инструмента для отбора в больших количествах» (однако можно воспользоваться дуршлагом, например, чтобы снять пену с вскипяченного молока), и тем способом, который требует меньше усилий (к примеру,  если ненужного меньше, чем нужного, то выбирать именно ненужное из нужного, а не наоборот). Однако если отбор можно было сделать заранее, то изначально следует делать отбор в Йом Тов, как в Шаббат: отбирать нужное из ненужного, непосредственно перед трапезой и без специального инструмента для отбора (в Шаббат нельзя пользоваться даже  неспециальным инструментом).

Согласно ашкеназской традиции, законы мукце Йом Тов те же, что и в Шаббат, кроме одного вида мукце – нолад (порождение нового), в отношении которого законы Йом Това более строгие. Поэтому нельзя перемещать кости, которые отделились от мяса, беря их в руки, а лишь косвенным образом (тыльной стороной руки, опосредованно и т. д.). Хотя они и годятся в еду собакам, но поскольку в Йом Тов они были соединены с мясом и годились в еду человеку, они считаются мукценолад. Косточки и кожура от фруктов тоже считаются мукце-нолад. Однако запрет этот действует только в случае, когда человек хочет использовать мукце или съесть его. Однако если он хочет просто добраться до разрешенного предмета, находящегося за мукце, то разрешается отодвинуть его. Например, если камни лежат на фруктах, то человек может убрать камень, чтобы достать фрукт для еды. Или если человеку нужно место на столе, которое занято костями, или же если остатки вызывают отвращение, – можно их убрать обычным способом.

Если подогрели воду до Йом Това, то в сам Йом Тов по ашкеназской традиции можно мыть части тела по отдельности (по традиции устрожают не мыться целиком даже в холодной воде), а ребенку разрешено, по необходимости, мыться целиком. Однако для лица, рук и ног можно подогреть воду в Йом Тов даже для взрослого. Если подогрели воду для купания до Йом Това, и оставили ее на огне или плате в сам Йом Тов, то эта вода продолжает иметь статус воды, подогретой до Йом Тов. Если хотят подогреть воду для питья, можно изначально взять большую посуду, чтобы подогреть заодно воду для мытья ребенка.

Есть особая заповедь радоваться в Йом Тов, как сказано: «и радуйся в свой праздник». Эта заповедь возложена на самого человека, его жену и детей. Жену глава семьи должен радовать, купив ей одежду и украшения, а если у него нет достаточно денег, можно купить ей новую обувь в честь Йом Това. Даже если у жены есть особая одежда на Йом Тов, все равно муж обязан купить ей другую, однако она может простить ему. В наше время искусственные украшения дешевле, чем обувь, так что можно исполнить заповедь, купив их, если жена рада этому. В отношении детей человек выполняет заповедь, покупая им орешки или сладости. По мнению рава Йосефа Шалома Эльяшива, не выполняют заповедь, если просто берут детей на прогулку и т. п.

Выполнение заповеди радости Йом Това выражается, в том числе в том, что едят мясо, и в каждую трапезу пьют вино, а тот, кто терпеть не может вино и не получает от вина никакого удовольствия, не обязан пить, но может смешать его с виноградным соком так, чтобы алкоголь явно чувствовался.

Законы холь а-моэд

Период между первым днем праздника Суккот и последним днем – Симхат Тора, а также между первым и последним днями праздника Песах называется холь а-моэд(букв. – праздничные будни).

Есть пять видов деятельности, разрешенных в холь а-моэд:

А) Работы, связанные с предотвращением убытка.

Б) Виды работ, которые необходимо делать для самого периода холь а-моэд. Имеются в виду все виды деятельности, которые прямо или косвенно связаны с приготовлением пищи, даже те, которые требуют профессиональной подготовки (например, шхита).

В) Все другие виды деятельности, которые не связаны так или иначе с приготовлением пищи, разрешено делать только простым, непрофессиональным образом.

Г) Человеку, которому не хватает минимальных средств на пропитание, разрешено работать даже на тех видах работ, которые никак не связаны с приготовлением пищи.

Д) Виды деятельности, связанные с общественными нуждами.

Кроме того, в холь а-моэд запрещены стирка, бритье и стрижка, несмотря на то, что есть в этих видах деятельности необходимость для самого периода холь а-моэд.

По мнению многих мудрецов, работы (млахот) запрещены в холь а-моэд по закону Торы, однако Тора позволила мудрецам установить разрешенные виды деятельности по их усмотрению. Поэтому очень важно не допускать облегчений сверх того, что разрешили мудрецы.

Сказали мудрецы: тому, кто позорит холь а-моэд, то есть делает в эти дни запрещенную работу, засчитывается, как будто он служит идолам. Человек обязан чтить этот период тем, что устраивает праздничные трапезы (есть мицва каждый день в холь а-моэдустраивать трапезу с хлебом и выпивать бокал вина), носит праздничную одежду и не занимается будничными делами (а только теми, которые необходимы для холь а-моэд). Смысл запрета работ и будничных дел в холь а-моэд в том, чтобы человек освободил себе время и посвятил его служению Творцу в радости празднования, постижению Его Торы и обретению Б-гобоязненности.

Разрешен любой вид работ (жатва, охота, измельчение, шхита и т.п.), направленный на приготовление пищи для периода холь а-моэд, даже требующий особых усилий и профессионализма. Разрешена работа как для себя, так и для других (однако желательно делать это бесплатно). Разрешено также планировать делать эти виды работ в сам период холь а-моэд. В тоже время, нельзя делать большое количество, когда человеку известно, что ему вполне достаточно малого количества, поскольку здесь он проявляет излишнее усердие без надобности.

Разрешено также делать работы, которые не направлены непосредственно на приготовления пищи, но они нужны для подготовки средств, инструментов и т. п., необходимых для приготовления пищи. К примеру: починка холодильника, кранов, миксера и т. п. Причем даже когда это требует особого усердия и профессионального вмешательства (желательно, чтобы работу мастер сделал бесплатно или их выполнил нееврей). Однако все эти виды работ, если возможно их сделать до холь а-моэд, правильнее сделать заранее. Если эти предметы лишь опосредованно связаны с готовкой пищи (починка машины, стола или стульев и т.п.), нужно учесть, что в холь а-моэд запрещена починка предметов, работа (млаха) которых разрешена только в особых случаях (к примеру: стиральная машина, машинка для стрижки и т. п.).

Любой вид работ, даже не связанный с приготовлением пищи, однако по оценке самого человека связанный с холь а-моэд или йом товом (к примеру, вкрутить лампочку), разрешено делать как для себя, так и для других (но только бесплатно), если эта работа не требует особых усилий и является непрофессиональной (но мастер может сделать это измененным способом, то есть как непрофессионал). Однако если человек заранее решает отложить этот вид работ на холь а-моэд, поскольку тогда он будет свободен от будничных дел, – ему запрещается делать их.

Все необходимое для ухода за телом, гигиены и лечения разрешено делать, как в пунктах 3 и 4. Исключением являются стрижка волос и ногтей (кроме случаев, если человек хочет постричь ногти перед йом товом, или для выполнения заповеди, или всегда педантично стрижет перед Шаббатом). Стирка запрещена в холь а-моэд, даже если одежда нужна для йом тов, и стирает нееврей, и даже если нет другой одежды. Исключением являются одежда малышей, которую можно стирать любым способом и в любом количестве (но только по мере надобности), однако нельзя намеренно откладывать стирку на холь а-моэд даже для них. Также разрешено стирать по необходимости: полотенца, носки, чулки, поскольку они часто пачкаются. Если одежда запачкалась в холь а-моэд, можно почистить пятна домашними средствами.

Если в холь а-моэд что-то поломалось или испортилось, и если не исправить сейчас, то это приведет к существенному убытку, разрешается делать любую работу, даже профессиональным образом, однако при этом нужно свести усилия до минимума и, по возможности, не делать это прилюдно. Если же человек сомневается, насколько это действительно может привести к убытку, то разрешается облегчить в случаях, когда вероятность убытка высока. Если же убыток не столь существенный, то можно сделать необходимое только измененным (непрофессиональным) образом.

Разрешается покупка вещей, необходимых для холь а-моэд (даже если придется выписать чек). Однако, если неочевидно, что покупка для холь а-моэд (к примеру, ясно, что еду покупают для холь а-моэд), нужно постараться приобрести заранее. Разрешается записывать все, что необходимо для холь а-моэд, но не каллиграфическим почерком, а как обычно пишут прописью. Если же процесс письма связан с учебой Торы, или важно срочно записать что-то, чтобы не забыть, то можно писать любым способом.

Виды деятельности, связанные с общественными нуждами (починка дорог, лестниц, общественных туалетов, арендовать автобус для экскурсии и т.п.), разрешается делать для холь а-моэд, даже если это требует профессионального обслуживания и существенных усилий, и можно заранее планировать эту деятельность на холь а-моэд.


http://www.beerot.ru/?p=6016