«Несмотря на то, что во все праздники есть заповедь радоваться, в праздник Суккот была особенная радость в Храме».
Рамбам (Законы Шофара и Сукки, 8:12)
Ошана Раба
Ошана Раба – последний день холь а-моэд Суккот. Кроме того, он является судным днем, ведь наши мудрецы сказали, что в дни праздника Суккот Всевышний выносит постановление о количестве дождей, которые выпадут в этот год (от которых напрямую зависит жизнь людей). День Ошана Раба – это последний день праздника, в который выносится окончательный приговор. Поэтому есть обычаи, связанные с особенностью этого дня.
У многих принято в ночь перед этим днем бодрствовать и заниматься изучением Торы.
В ашкеназских общинах в молитву вносятся некоторые изменения: в Псукей де-Зимра, читаемые перед молитвой Шахарит, включают все отрывки, которые принято читать только по субботам и праздникам, кроме Псалма «Песнь субботнего дня» («Мизмор шир ле-Йом а-Шаббат»). Вместо него читают «Благодарственный псалом» («Мизмор ле-Тода»). Кроме того, пропускают отрывок «Нишмат Коль Хай» («Душа всего живого»), ведь Ошана Раба не является настоящим йом товом. В большинстве сефардских общин молитвы в Ошана Раба не отличаются от обычных молитв в холь а-моэд.
По обычаю, установленному пророками, каждый должен поднять в этот день специально для этого предназначенные ивовые ветви, в дополнение к ивовым ветвям, входящим в состав «четырех видов растений». После Алеля произносят Ошанот в том порядке, который указан в молитвенниках, и семь раз обходят вокруг свитка Торы. Отбирают пять ивовых веток и связывают их вместе. Закончив семикратный обход свитка Торы, откладывают в сторону лулав и этрог и произносят слова «Ответь верным…». Затем берут в руки араву (иву) и, держа её в руках, читают установленные молитвы. После этого пять раз хлещут связкой веток аравы об пол, стряхивая листья и складывают использованные ветки в такое место, где их не будут топтать ногами. После этого молятся Мусаф и заканчивают молитву.