Название месяца Мархешван в переводе означает «горький Хешван». Горький, потому что в нем нет никаких «дат»: ни праздников, ни трауров. Обычно «дата» определяет основное «настроение» месяца. В месяц Адар мы веселимся, а на месяце Ав лежит отпечаток траура по разрушению Храма. Но какова наша задача в месяце Мархешван? Над чем нужно трудиться, что исправлять? В этом мы сможем разобраться, вспомнив те праздники, которые мы совсем недавно отмечали…
Мархешван – это не просто месяц, это период, который начинается сразу после месяца праздников, последний из которых – Симхат Тора. В поведении людей после насыщенного праздниками месяца можно выделить две основных линии.
У первой категории сразу по завершении праздников возникает ощущение, что все, можно спокойно вернуться к будням. Такой человек похож на ребенка, который убегает из школы. До Рош а-Шана и Йом Кипур ему говорили, что надо делать тшуву, надо исправляться. Но вот праздники прошли, значит, можно и отдохнуть. И речь идет о людях религиозных, которые соблюдали и Рош а-Шана, и Йом Кипур, и Суккот, и Симхат Тора как положено.
О людях из второй категории можно сказать, что они находятся на более высоком уровне. Они понимают, что есть управление Всевышнего в нашем мире, когда Он поднимает нас высоко – намного выше, чем мы этого достойны. И есть периоды, когда нас, как ребенка, ставят на землю, чтоб мы учились ходить сами. Примеры этому приводятся в наших святых книгах: выход из Египта, когда Всевышний сначала «поставил нас на ноги», а уже после мы начали готовиться к получению Торы. Этому подобен повторяющийся каждый год выход из Египта в ночь Песаха – время, когда Всевышний поднимает нас очень высоко, даже если мы этого не достойны.
Весь период месяцев Элуль-Тишрей: Рош а-Шана, Йом Кипур, Суккот, Шмини Ацерет, Симхат Тора – это время, когда Всевышний нас поднимает. Те из нас, кто провел Рош а-Шана и Йом Кипур с максимальной самоотдачей, понимают, что они были на таких духовных высотах, которые в будни вряд ли достижимы. Когда же нас «возвращают на землю» в Мархешван, самое время использовать тот багаж, который мы приобрели в Дни Трепета, и научиться «ходить» самим, научиться идти и духовно подниматься своими силами. Задача каждого в эти дни – задуматься и поставить себя во вторую категорию.
Почему в Симхат Тора?
Несмотря на то, что раньше было принято заканчивать чтение Пятикнижия раз в три года, сегодня устоялся обычай прочитывать Хумаш за один год. И в связи с этим Хумаш разбит на такое количество глав, чтобы можно было читать одну главу в неделю в течение всего года. Оттого они и называются «недельные главы». Начинается и заканчивается этот цикл в праздник Симхат Тора. Невольно может возникнуть вопрос: почему мы несколько «не вовремя» начинаем и «не вовремя» заканчиваем? Было бы логичнее начинать в Рош а-Шана и заканчивать накануне Рош а-Шана или в сам Рош а-Шана. Или, допустим, закончим в Рош а-Шана, начнем заново в Йом Кипур, а между ними можно читать другие актуальные отрывки Торы. Или пусть даже начнем в Симхат Тора, но хотя бы закончим к Рош а-Шана. И тогда будет годовой цикл: начинается год – заканчивается год. Так почему бы нам не начинать «вовремя» и не заканчивать «вовремя»?
Чтобы понять это, нужно рассмотреть один вопрос, касающийся Хануки. Зачем Всевышний сделал чудо с маслом для меноры? Ведь есть точка зрения, в соответствии с которой можно было зажечь семисвечник в Храме даже нечистым маслом. Так зачем же нужно было делать это чудо? Ответ заключается в том, что «начало» должно быть в чистоте.
То же самое и здесь. Мы начинаем читать Тору, и нужно, чтобы наши «сосуды» для получения Торы были чистыми. И самое подходящее время для этого – Симхат Тора.
Но почему? Чем не походит, например, месяц Элуль? Ответ в том, что для хорошего «начала» необходимы «вспомогательные ресурсы». А именно: признание над собой Царства Небес в Рош а-Шана и раскаяние из страха перед Всевышним в Дни Трепета. После этого есть веселье праздника Суккот – состояние раскаяния из любви к Всевышнему, и в особенности этим замечателен сам день Симхат Тора.
Чтобы лучше понять ответ, нужно рассмотреть слова великого каббалиста Аризаля в одном из его объяснений. Есть одна из субботних работ, которая называется меракед – просеивать через сито. В совершенно другом месте Талмуд спрашивает: «как пляшут (меракдим) перед невестой?» Как связано одно с другим? Почему есть работа меракед и слово рикуд – танец? Или, может быть, наоборот – слово танец происходит от слова просеивать? Один из ответов в том, что мы «пляшем» подобно ситу. Но Аризаль объясняет по-другому: когда человек веселится от исполнения заповеди – это «отсеивает» от него много грязи. Эта вещь проверена: тот, кто действительно веселится с Торой, с Всевышним – ему стыдно того, что в нем есть, и он «сбрасывает» с себя много грязи.
Великий духовный наставник ешивы Мир рабейну Йерухам Лейвович говорил, что не знает, что значимее в глазах Всевышнего: наш (имеются в виду ученики ешивы Мир того времени) Йом Кипур или наша Симхат Тора. Есть два вида веселья в Симхат Тора. Симхат раглаим, когда веселятся ноги человека; когда он молодой, задорный, когда музыка хорошая, так почему бы ему не потанцевать. И симхат лев – веселье, связанное с сердцем и головой человека, с его постижением. Именно этим весельем человек может подняться в Симхат Тора гораздо выше, чем в Рош а-Шана и Йом Кипур. Великое достоинство нашего раскаяния в Симхат Тора в том, что оно – из любви к Всевышнему. Такое раскаяние гораздо выше, чем раскаяние из страха перед Ним (как сказано в трактате Йома). Кроме того, это раскаяние всей общины, которая веселится с Торой. И это является причиной огромной помощи свыше. Поэтому наше максимальное очищение приходится именно на праздник Симхат Тора. И именно поэтому это самое подходящее время заново начать чтение Торы.
То же самое можно сказать в отношении завершения цикла чтения Торы. Поэтому, когда мы завершаем чтение в состоянии очищения, все прочитанное за год поднимается к Всевышнему в чистоте.
Всевышний послал нас в этот мир, чтобы освятить будни. Мы получаем большой заряд святости в праздники, чтобы использовать его в будни и поднять себя. И в каком-то смысле все праздники месяца Тишрей – это подготовка к периоду месяца Мархешван: на том духовном багаже, который мы приобрели, нужно суметь построить весь последующий год.
Кто здесь жених?
Есть в праздник Симхат Тора две важных «должности»: Хатан Тора – «жених Торы», человек, вызванный к Торе, чтобы закончить годовой цикл чтения, и Хатан Берешит – «жених Берешит», человек, вызванный к Торе, чтобы начать новый годовой цикл чтения. Обычно эти «должности» покупают за большие деньги. Но по большому счету они не принадлежат своим «покупателям». Эти «покупатели», выходя к Торе, являются посланниками всей общины. Поэтому каждый из нас является, в каком-то роде, Хатан Тора и Хатан Берешит.
Чтобы яснее понять картину, давайте представим себе религиозную свадьбу. У нас, слава Б-гу, раздельные свадьбы. И тот, кто приходит на такую свадьбу, заходя на мужскую половину, задается вопросом: кто же здесь жених? Как его отличить от остальных? Все в белых рубашках, черных костюмах, галстуках и шляпах. Так вот жених – это тот, кто после свадьбы забирает невесту к себе домой.
Мы с вами участвуем в большой свадьбе, название которой – Симхат Тора. Невеста – сама Тора, но кто же жених? Настоящим женихом является тот из нас, кто взял «невесту» – Тору с собой, к себе домой.
Мы начинаем новый годовой цикл, хотим подняться на новый уровень жизни со Всевышним, жизни по Торе. И основа всего – то, что сказано в книге «Месилат Йешарим», построенной как комментарий к барайте раби Пинхаса Бен Яира, которая приводится в Талмуде в нескольких местах. Начинается она словами: «Сказал рабби Пинхас бен Яир: “Тора приводит к осторожности…”». В этой барайте приводится десять уровней духовного возвышения, и первый из них – это Тора, основа всего. Поэтому, когда мы начинаем наш год, залог того, что он будет успешным – это взять невесту-Тору к себе домой.
Весь мир ради Торы, или где сейчас Ноев Ковчег?
Есть два интересных объяснения, касающихся двух глав Торы, которые мы будем читать. Они очень подходят к нашей теме.
Первое касается недельной главы Берешит – замысла мира. Комментирует Раши: Берешит – бишвиль решит. Мир создан для того, что называется решит. А решит – это Народ Израиля и Тора. Поэтому очень важно, чтобы человек поставил себя на то место, которое определено ему замыслом Всевышнего в этом мире. Когда человек делает так – весь мир создан именно для него, ведь он ставит себя в категорию того человечества, ради которого был создан мир. Это – причина духовного и материального благословения.
Второе касается недельной главы Ноах. В этой главе говорится о Ковчеге. Объясняет рав Моше Хаим Луцатто, что Ковчег Ноаха – это намек на состояние Б-жественного Присутствия в изгнании. Сказано в трактате Брахот: «Что осталось у Всевышнего после разрушения Храма и изгнания? Место, где изучают Тору». Буквально: «четыре локтя, где изучают алаху». Это место присутствия Всевышнего. Объясняет великий мудрец Торы рав Ицхак Гутнер, переводя эти слова на язык нашего поколения: мы живем в ситуации, когда вокруг нас беснуются потоки скверны, и наш Ноев Ковчег – это место изучения Торы. Поэтому, чтобы выжить среди этого потока, нам нужно изучать то, что написано о Ноевом Ковчеге. В частности, сказано, что «смолили Ковчег как снаружи, так и изнутри». Почему? Раши объясняет: потому что море было очень бурное. Это означает, что если мы хотим быть в ковчеге – в месте изучения Торы – то нужно, чтобы это место было защищено от происходящего снаружи, от «вод потопа».
Это очень важно в эти дни, в преддверии нового годового цикла чтения Торы после Дней Трепета. И именно сейчас нам надо быть не «как ребенок, который убегает из школы», а наоборот – воспользоваться багажом этих святых дней. Может быть, с нас сняты не все грехи, и нам есть еще над чем работать, но то, что было снято – это очень много. Поэтому нам надо в очищенном состоянии заново окунуться в Тору и уберечь себя от того, что может нас испачкать.
Подготовил – рав Д. Ицкович