Законы траура по разрушению Храма с рош ходеш Ав

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

1636

C наступлением месяца Ав вступают в силу дополнительные законы, связанные со скорбью о разрушении Храма. Судебные тяжбы с неевреем, если это возможно, желательно перенести на время после девятого Ава («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 551:1; «Мишна Брура», там же, пункты 1 и 2).

Законы, относящиеся к вину и виноградному соку

В будние дни с первого по десятое Ава (до полудня) запрещено пить виноградный сок и вино в случае, когда их пьют исключительно ради удовольствия, а не во имя заповеди и не во время праздничных трапез. Данный запрет не распространяется на роженицу в течение тридцати дней после родов и на детей в возрасте до шести лет (примечания Рамо к «Шулхан Аруху», «Орах Хаим», 551:9; «Мишна Брура», там же, пункты 60 и 61; «Ор ле-Цион», 3:26, пункт 6). Блюдо, в которое, чтобы придать ему более изысканный вкус, подмешали вино, и вкус вина в нем не чувствуется, разрешено («Шевет а-Леви», 9:132; «Ашрей а-Иш», 69:32-33). Даже сильно разбавленные вино или сок запрещены, пока они сохраняют свой вкус. Спиртные напитки, которые изготовлены не из винограда, разрешены («Шаар а-Циюн», 551:11). Уксус, приготовленный из вина, разрешен (примечания Рамо к «Шулхан Аруху», там же).

Законы, относящиеся к мясу и мясным блюдам

во время будничных трапез

С первого по десятое Ава (до полудня) ашкеназские евреи не употребляют в пищу мясо и мясные продукты. Для сефардов запрет есть мясо вступает в силу только в неделю, на которую приходится пост, хотя некоторые сефарды в качестве устрожения не едят мясо уже с новомесячья Ав («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 551:9; «Мишна Брура», там же, пункт 58; «Каф а-Хаим», там же, пункт 125). Соевые продукты, даже если они имеют вкус мяса и выглядят в точности, как мясные изделия, разрешены. Готовить в мясной посуде не возбраняется («Мишна Брура», там же, пункт 63). Некоторые раввины считают, что разрешено использовать мясо для того, чтобы сделать блюдо более изысканным, но при условии, что в нем не будет чувствоваться вкус мяса («Шевет а-Кеати», 4:151). Согласно некоторым мнениям, детям до возраста бар/бат-мицвы не запрещено есть мясо, кроме той недели, на которую выпало девятое Ава. Больному, даже если он болен легко, и роженице в течение тридцати дней после родов мясо не запрещено. Кормящей матери, которая чувствует себя хорошо, не разрешено есть мясо, даже если она делает это исключительно для пользы ребенка (примечания Рамо к «Шулхан Аруху», «Орах Хаим», 551:9; «Мишна Брура», там же, пункты 60, 61, 64, 70; «Алихот Шломо», 14:28; «Ор ле-Цион», 3:26, пункт 6).

Хозяину мясного магазина или ресторана разрешено продолжать торговлю мясом и мясными продуктами, поскольку для праздничных трапез, для детей и для больных мясо разрешено. Причем продавец не обязан спрашивать, с какой целью покупают или заказывают у него мясо («Тшувот ве-Анагот», 2:257). Когда готовят мясные блюда на Шаббат или для других трапез, во время которых разрешено мясо, не возбраняется их пробовать для того, чтобы знать, достаточно ли в них соли и специй. Те, кто обычно в канун субботы пробует приготовленные для Шаббата блюда, в период с первого по десятое Ава должны сделать это как можно ближе к субботе («Ор ле-Цион», там же, пункт 4).

Разрешение есть мясо и пить вино на трапезах,

Связанных с исполнением заповедей

Во время трапез, которые устраивают во имя заповеди – в Шаббат, в честь обрезания, выкупа первенца, завершения трактата или бар-мицвы, – разрешено есть мясо и пить вино. Человеку, который принимает на себя субботу заранее, как это часто бывает в странах диаспоры, и устраивает первую трапезу еще до выхода звезд, разрешено на этой трапезе есть мясо и пить вино. На исходе субботы, пока человек не помолился Маарив, он может продолжать есть мясо и пить вино. Разрешение есть мясо и пить вино на трапезах, посвященных заповедям, распространяется только на тех, кто непосредственно причастен к заповеди, в честь которой устраивается трапеза, а также на тех друзей и родственников, которые пришли бы на эту трапезу и в периоды, когда не запрещено есть мясо и пить вино. Гостю, который не присутствовал на трапезе, запрещено есть мясо и пить вино, переданные ему с этой трапезы, даже если он причастен к событию, ради которого устраивалась трапеза (примечания Рамо к «Шулхан Аруху», «Орах Хаим», 551:10; «Мишна Брура», там же, пункты 7273, 76, 77; «Алихот Шломо», 14:8).

Во время трапезы, посвященной бар-мицве, мясо и вино разрешены только в том случае, если именно в этот день юноше исполняется тринадцать лет. Тем, кто обычно во время трапезы Мелаве Малка (проводы Царицы-субботы), которую принято устраивать после завершения Шаббата, едят мясо и пьют вино, согласно некоторым мнениям, разрешено устроить и эту трапезу с мясом и вином также и в месяце Ав. На трапезе, посвященной завершению трактата, мясо и вино разрешены только при условии хорошего знания материала, в случае, когда завершение трактата пришлось на эти дни по стечению обстоятельств, а не было запланировано специально на эти девять дней, и только если этот человек всегда отмечает завершение трактата мясной трапезой. «Трапезой, посвященной завершению трактата» считается трапеза, которую устраивают по случаю завершения одного из трактатов Талмуда, одной из четырех частей «Шулхан Аруха», одного из шести разделов Мишны, какой-либо книги ТаНаХа, изученной хотя бы с одним из комментариев или одного из томов «Зоара» (примечания Рамо к «Шулхан Аруху», там же; «Мишна Брура» там же, пункты 73, 76, 77).

Если трапезу, посвященную исполнению заповеди, устраивают в неделю, на которую выпадает девятое Ава, мясо и вино разрешены только тем, кто непосредственно причастен к данной заповеди, и еще десяти приглашенным. Остальные гости могут участвовать в трапезе, но не есть мясо и не пить вино (примечания Рамо к «Шулхан Аруху», там же; «Мишна Брура», там же, пункты 71 и 77).

Хотя запрет пить вино не распространяется на случаи, когда его пьют ради исполнения заповеди, тем не менее, ашкеназские евреи виноградный сок, на который произносили Авдалу или благословение после обрезания, дают выпить мальчику, который уже понимает смысл благословений, но еще не настолько взрослый, чтобы скорбеть о разрушении Храма. Считается, что это возраст от шести до девяти лет. Если ребенка этого возраста нет, вино дают выпить мальчику, не достигшему тринадцати лет, а если нет и такого, то его пьет сам благословляющий («Мишна Брура», там же, пункты 69, 70; рав Й. Ш. Эльяшив, «Иса Йосеф», часть 3, стр. 170). У сефардов тот, кто благословляет, выпивает вино сам («Ор ле-Цион», 3:26, пункт 8). Ашкеназские евреи в эти дни скорби не произносят Зимун на вино. В сефардских общинах произносят Зимун на вино и после благословения выпивают вино, поскольку это – часть заповеди Зимун («Мишна Брура», там же, пункт 71; «Ор ле-Цион», там же).

Посадка деревьев и цветов

Посадка деревьев, цветов и других растений, осуществляемая для эстетического наслаждения и развлечения, как например, устройство парков, аллей, травянистых площадок, запрещена в этот период. Уже существующие парки, сады и аллеи разрешено обрабатывать и поливать. Посадка растений с целью заработка разрешена («Арух а-Шулхан», «Орах Хаим», 551:2; «Ревавот Эфраим», 1:374).

Покупка, съем, строительство и ремонт жилья

В девять дней траура без особой необходимости запрещено строить, расширять комнаты, красить, белить, клеить обои, покупать или снимать квартиру. Когда существует вероятность подорожания или других денежных потерь, если покупку, съем или ремонт квартиры не произвести срочно, а также в случае, когда ремонт не терпит отлагательства, все вышеперечисленные действия разрешены. По каждому конкретному вопросу желательно проконсультироваться у раввина («Мишна Брура», там же, пункт 13; «Ковец ми-Бейт а-Леви», «Бейн а-Мецарим», стр. 10, от имени рава Ш. Вознера).

Разрешено переехать со съемной квартиры в свою собственную («Алихот Шломо», 14:31). Не запрещено выбирать квартиру для съема или покупки, при условии, что съем или покупка будут оформлены уже после девятого Ава («Алихот Шломо», там же, примечание 71). Проектирование строений, даже если они предназначены исключительно для торжеств и развлечений, не запрещено (ковец «Даркей Ораа», страница 36, от имени рава А. Вайса). Строительство синагог, а, согласно некоторым мнениям, даже их ремонт, покраска и побелка разрешены («Мишна Брура», там же, пункт 12).

Производственная деятельность и покупки

В эти девять дней необходимо сократить производственную деятельность, посвящая заработку лишь то время, которое необходимо для достижения прожиточного минимума («Арух а-Шулхан», «Орах Хаим», 551:2). Принято без особой необходимости не мыть полы с новомесячья Ав и до полудня десятого Ава, кроме как в честь субботы («Алихот Шломо», 14:21).

В эти дни не покупают вещи, вызывающие особую радость, как например, обручальные кольца, золотые или серебряные украшения, предметы роскоши. Покупать простые предметы обихода не возбраняется. На вещи, необходимые в быту, даже если они достаточно дорогостоящие, как например, кондиционер, автомобиль, стиральная или сушильная машина и тому подобное, данный запрет не распространяется («Мишна Брура», там же, пункт 11).

В случае, когда не будет возможности купить определенный предмет, если не приобрести его сейчас, или он может вырасти в цене, разрешено его купить («Мишна Брура», там же). Приобретать вещи в девять дней скорби для того, чтобы потом не тратить на это время, запрещено, так как экономия времени не является достаточным основанием разрешить покупки в эти дни. Тем не менее, если человек в этот период траура находится в удаленном районе или городе, в котором он не собирается быть в ближайшее время, и вещь, в которой он заинтересован, продается только там, разрешено ее приобрести («Бен Иш Хай», Дварим, пункт 2). В ситуациях, при которых разрешено совершать покупки, желательно, если существует такая возможность, договориться о том, чтобы их доставка произошла после девятого Ава. Если покупку все же доставили в эти девять дней, постфактум разрешено ее получить, но начать пользоваться ею следует после девятого Ава («Алихот Шломо», 14:22).

Предметы, которые не покупают в этот период, разрешено заказать до начала месяца Ав, даже если их изготовлением будут заниматься в первые девять дней Ава («Алихот Шломо», там же).

В отношении приобретения предметов, предназначенных для исполнения заповедей, как например, тфилин, книги по Торе, талит, не было принято ограничений. Поэтому тому, у кого нет талита с кошерными нитями цицит, разрешено купить нити цицит и повязать их на талит. Разрешено купить резиновую или матерчатую обувь для девятого Ава. Разрешено покупать и дарить подарки на бар-мицву и обрезание (примечания Рамо к «Шулхан Аруху», «Орах Хаим», 551:2; «Алихот Шломо», 14:26,28; «Игрот Моше», «Орах Хаим», 3:80).

Покупка, пошив и ремонт одежды

В эти дни запрещено покупать и шить новую одежду, а также перешивать старую. Это запрещено, даже если носить эту одежду планируют только после девятого Ава. Разрешено чинить одежду, которую прежде уже носили: пришить оторвавшуюся пуговицу, подшить, зашить, поставить заплатку. Разрешено приобрести ткань, чтобы после девятого Ава пошить из нее одежду («Шулхан Арух» с примечаниями Рамо, «Орах Хаим», 551:7; «Мишна Брура», там же, пункты 49, 51, 52, 53; «Алихот Шломо», 14:16; «Ор ле-Цион», 3:26, примечание 2).

Новая, праздничная и свежевыстиранная одежда

В ашкеназских общинах с начала месяца Ав, а в сефардских – в ту неделю, на которую приходится девятое Ава, в будние дни запрещено надевать новую, праздничную и свежевыстиранную одежду («Шулхан Арух» с примечаниями Рамо, «Орах Хаим», 551, пункты 1, 3, 6). Запрещено также пользоваться новыми или свежевыстиранными скатертями, полотенцами, постельным бельем («Мишна Брура», там же, пункт 33). В субботу разрешено надеть субботнюю, новую или свежевыстиранную одежду («Каф а-Хаим», 551:13; «Мишна Брура», там же, пункты 6 и 32). Глажка в эти дни запрещена, даже в честь субботы.

На торжества, посвященные обрезанию, бар-мицве или выкупу первенца, всем гостям, которые обычно надевают по такому случаю субботнюю одежду, разрешено надеть ее и в эти девять дней. Согласно некоторым мнениям, это разрешено только тем, кто непосредственно причастен к торжеству. В случае обрезания это родители младенца, а также сандак и моэль. В случае бар-мицвы – это юноша, которому отмечают бар-мицву(примечания Рамо к «Шулхан Аруху», «Орах Хаим», 551:1; «Каф а-Хаим», там же, пункт 7; «Мишна Брура», там же, пункты 3 и 4; «Алихот Шломо», глава 14-ая, примечание 14 и 25) В Шаббат-уфруф (субботу перед свадьбой), а также в Шаббат перед или после бар-мицвы (когда юношу вызывают к Торе) в синагоге разрешено разбрасывать сладости, как это принято делать («Макор Хаим», 554). Надевать в эти дни субботнюю и праздничную одежду для встреч-знакомств с целью женитьбы – шидухим – запрещено. Но можно одеть новую или свежевыстиранную будничную одежду, поскольку шидухим являются заповедью.

Поскольку практически невозможно не менять одежду в течение целой недели, следует до наступления месяца Ав подготовить несколько смен одежды, чтобы они не считались свежевыстиранными и в тоже время были достаточно чисты. Для этого необходимо надеть одежду как минимум на полчаса. Тот, кто забыл подготовить сменную одежду до наступления месяца Ав, может подготовить ее в субботу: надеть в честь субботы вечером постиранную одежду, затем утром после сна одеть другой комплект выстиранной и выглаженной одежды, а после дневного отдыха – третий. Такая подготовка одежды не считается подготовкой в субботу к будням («Каф а-Хаим», 551:91; «Ор ле-Цион», 3:27, пункт 1; «Алихот Шломо», 14:20). Если нет приготовленной одежды, а ношенная уже очень грязная, то разрешено одеть постиранную. Перед этим ее желательно немного запачкать, например, положить на несколько минут на пол (примечания Рамо к «Шулхан Аруху», «Йорэ Деа», 389:1; «Ор ле-Цион», 3:27, примечание 1; «Хут Шани», «Рош а-Шана», страница 414; «Ашрей а-Иш», 69:49). Нижнюю одежду и носки разрешено менять и надевать как обычно все эти дни, но было бы хорошо «подготовить» и этот вид одежды заранее («Мишна Брура», 551:6; «Ашрей а-Иш», там же).

Тем, кто ночует вне дома, например, в гостинице, не запрещено пользоваться свежевыстиранным постельным бельем и чистыми полотенцами, но было бы правильным их немного запачкать. Следует договориться с персоналом гостиницы о том, чтобы изначально выданные постельное белье и полотенце не меняли до Шаббата или до полудня десятого Ава («Ковец ми-Бейт а-Леви», «Бейн а-Мецарим», стр. 16, от имени рава Ш. Вознера; «Минхат Ицхак», 10:44). Запрещено надевать новый или свежевымытый парик в эти дни.

Стирка и глажение одежды

С новомесячья Ав у ашкеназских евреев вступает в силу запрет на стирку и глажение одежды, даже если ее собираются надевать уже после девятого Ава. Сефарды не стирают только в ту неделю, на которую приходится девятое Ава («Шулхан Арух» с примечаниями Рамо, «Орах Хаим», 551:3; «Мишна Брура», там же, пункты 21 и 42).

Химчистка также запрещена («Игрот Моше», «Орах Хаим», 3:79; «Ор ле-Цион», 3:27, примечание 1). Запрещено стирать даже без использования моющих средств, но замачивать одежду разрешено («Шевет а-Кеати», 1:172). Мытье париков также подпадает под запрет стирки («Ковец ми-Бейт а-Леви», «Бейн а-Мецарим», стр. 14, от имени рава Ш. Вознера).

Стирка и глажение запрещены, даже если для этой цели нанять нееврея (примечания Рамо к «Шулхан Аруху», «Орах Хаим», 551:3; «Мишна Брура», там же, пункт 34). Если одежда очень испачкалась, и не осталось более чистой, разрешено постирать то, что необходимо («Ор ле-Цион», 3:27, примечание 1). Если вся одежда очень запачкалась, и перед человеком стоит выбор, купить новую одежду или постирать старую, предпочтительней купить новую, но обязанности такой нет. Даже в случае, когда изначально известно, что одежды, имеющейся в наличии, не хватит на все девять дней, человек не обязан заранее запастись таким количеством одежды, чтобы ее не пришлось стирать (рав М. Файнштейн, брошюра «Законы холь а-моэд», пункт 7).

Те, кто в эти девять дней траура, когда запрещена стирка, уезжают в другое место, согласно некоторым мнениям обязаны взять с собой необходимое количество одежды, чтобы не пришлось стирать («Пискей Тшува», 551:21 от имени рава Ш. З. Ойербаха и рава Й. Ш. Эльяшива). Другие раввины считают, что, поскольку везти с собой большое количество багажа очень неудобно, разрешено взять обычное количество сменной одежды и, если возникнет такая необходимость (она очень запачкается), то будет разрешено постирать, как в случае, когда заканчивается чистая одежда («Пискей Тшува», там же, от имени рава М. Файнштейна).

Обычно детям до восьми лет очень тяжело сохранить одежду чистой. Поэтому для них разрешено стирать как обычно, даже в стиральной машине («Шулхан Арух» с примечаниями Рамо, «Орах Хаим», 551:14; «Мишна Брура», там же, пункт 83). Одежду, которую не разрешено стирать, запрещено постирать «заодно» с детской («Ашрей а-Иш», 69:59). Одежду, по которой сразу видно, что она принадлежит ребенку до восьми лет, разрешено развесить сушиться прилюдно («Мишна Брура», там же, пункт 81). Возникшее на одежде пятно разрешено почистить или застирать, если нет другой одежды («Ковец Мевакшей Тора», номер 26-ой, от имени рава Ш. З. Ойербаха).

Желательно не запускать стиральную машину перед самым наступлением месяца Ав, поскольку стирка будет происходить уже в Аве («Ковец ми-Бейт а-Леви», «Бейн а-Мецарим», страница 14, от имени рава Ш. Вознера). Сушить постиранную одежду разрешено, даже если уже начался месяц Ав («Мишна Брура», там же, пункт 81).

Разрешено чистить пиджаки и шляпы от пыли («Ор ле-Цион», 3:27, примечание 1). В честь субботы разрешено почистить обувь кремом («Алихот Шломо», 14:17; «Эгрот Мошэ», «Орах Хаим», 3:80).

Купание

Ашкеназские евреи с наступлением месяца Ав, а сефарды – с начала недели, на которую приходится девятое Ава и до десятого Ава не купаются ради удовольствия. В случае необходимости, например, в жаркие дни или если человек себя плохо чувствует без купания, разрешено мыться, но желательно в прохладной воде и не пользуясь моющими средствами. Если этого недостаточно, разрешено мыться в теплой воде и использовать моющие средства. Детям младше шести лет, больным, которым купание необходимо по состоянию здоровья, роженицам, а также женщинам, у которых приближается срок родов, разрешено купаться, как в обычные дни («Шулхан Арух» с примечаниями Рамо, «Орах Хаим», 551:16; «Мишна Брура», там же, пункт 88; «Алихот Шломо», 14:18, примечание 27; «Шевет а-Леви», 7:77).

Голову, руки по плечо и ноги по колено разрешено мыть все эти дни (кроме, конечно, самого девятого Ава) в прохладной воде, а если это необходимо, даже используя моющие средства («Мишна Брура», там же, пункты 94 и 96; «Алихот Шломо», 14:24; «Шевет а-Леви», там же).

В честь субботы разрешено мыться горячей водой, но моют части тела по отдельности и не используют моющие средства. Тот, кому мытья без моющих средств недостаточно, может воспользоваться мылом и шампунем (примечания Рамо к «Шулхан Аруху», «Орах Хаим», 551:16; «Мишна Брура», там же, пункты 95-97; «Шевет а-Леви», 8:127).

В годы, когда новомесячье Ав приходится на канун субботы, разрешено мыться так, как это обычно делают в честь субботы («Мишна Брура», там же, пункт 89; «Алихот Шломо», 14:19).

Тем, кто обычно окунается в микву в канун субботы, разрешено это делать и в эти дни, сократив нахождение в воде до минимума. Тому, кто постоянно посещает бассейн, и прерывание занятий плаванием может негативно отразиться на здоровье, разрешено продолжать плавать. Если возможно найти «безводную» замену на эти дни, следует воздержаться от бассейна («Мишна Брура», там же, пункт 95; «Алихот Шломо», 14:61; «Шевет а-Леви», 7:77). Пользоваться влажными салфетками разрешено.

Стрижка ногтей

Стрижка ногтей до той недели, на которую приходится девятое Ава, разрешена. В неделю, на которую выпадает девятое Ава, ногти стригут: в канун субботы, женщина, которая должна окунаться в микву и моэль для нужд обрезания («Мишна Брура», 551:20).


http://www.beerot.ru/?p=27354