Девятое Ава – хороший день

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

2833

Девятого Ава можно увидеть скрытый свет

Девятое Ава называется «моэд», так же как праздники – Песах, Шавуот, Суккот. И так же, как в праздники, девятого Ава мы не говорим «Таханун».

Другое название праздников – «йом тов» (хороший день). Это название вытекает из стиха «И увидел Б-г свет, что он хорош» (Берешит, 1:4). Объясняют наши мудрецы, благословенной памяти, что Всевышний, увидев, насколько хорош этот свет, скрыл его, сделав доступным только для праведников (Хагига, 12а, комментарий Раши). При помощи этого света можно видеть все Творение «от края до края». И слово «тов» (хороший) в названии еврейских праздников намекает на возможность увидеть тот самый скрытый свет в эти дни. В святые дни Песаха, Шавуота и Суккота мы можем при помощи этого света разглядеть прошлое и заглянуть в будущее, увидеть мир «от края до края».

Девятого Ава мы тоже можем увидеть этот свет и разглядеть Истину. То, что скрыто от нас в другие дни, мы можем понять девятого Ава. В день, когда мы скорбим о прошлом, мы можем предвидеть будущее – «от края до края». Все те мысли, которые мы отгоняем от себя в другие дни, все те слова, которые мы обычно не решаемся произнести вслух, всплывают в особенной атмосфере девятого Ава.

Между прошлым и будущим находится настоящее. Тот, кто вглядывается в положение евреев сегодня, понимает, что не было еще в еврейской истории такого беззаботного времени. Бывали периоды относительного благополучия евреев в отдельных странах, но такого свободного существования по всему миру, которое мы наблюдаем сегодня, не было никогда. Но мы должны, учитывая всю историю еврейского народа, понять, что это означает. Всего несколько десятков лет назад произошла Катастрофа еврейского народа. Евреев – мужчин, женщин, детей – убивали только за то, что они евреи! И это ужасное время Катастрофы непосредственно связано со временем нашего сегодняшнего благополучия.

Чтобы объяснить это, приведем притчу. Мальчик умоляет родителей купить ему велосипед. Ему объясняют, что пока не пришло время, он еще не заслужил. И вот, как-то раз, этот мальчик бежит за покатившимся на дорогу мячиком и, да смилуется Всевышний, попадает под машину. Когда он возвращается из больницы домой, его ждет дома подарок. Родители купили ему велосипед. Заслужил? Нет, но любящие родители очень хотят его порадовать и утешить.

Господа! Неужели вы не понимаете, что эти годы изобилия, свободы и комфорта посланы нам Свыше в подарок после Катастрофы? После ужасной войны, когда спасались «один из города, двое из семьи», Всевышний обнимал их и баловал, чем только можно. Но мы должны понимать, что это может не продлиться долго. Это – временное состояние, компенсация после тяжелого удара, обрушившегося на нас.

Взгляд в прошлое и тревога за будущее

Девятого Ава при помощи «скрытого света» мы можем увидеть мир «от края до края», от прошлого до будущего. Девятого Ава мы читаем Кинот, в которых рассказывается о разрушении Храма и изгнании евреев из земли Израиля. Есть дополнительные Кинот, в которых говорится о погромах, о святых общинах, отдавших свою жизнь, освятив Имя Всевышнего. Недостаточно просто прочитать Кинот, надо задуматься о нас, о нашем будущем. Прошлое – это зеркало будущего, мы только должны раскрыть глаза и воспользоваться светом «хорошего дня» – дня девятого Ава.

Вечно ли наше сегодняшнее состояние? Или нам нужно проливать море слез, чтобы ситуация не изменилась к худшему? В нашем поколении, когда все меняется так стремительно, мы должны опасаться внезапных происшествий. Кого-то волнует материальное благополучие, кого-то пугает возможность ухудшения международного положения. И то, и другое – жизненно важно. Но больше всего нас должно беспокоить наше духовное состояние. Мы удостоились того, что наши дети учатся в ешивах и семинарах «Бейт Яаков», но мы должны понимать, что ради этого когда-то было пролито много слез во время зажигания свечей. Молитвы наших предков, Теилим, которые они читали за благополучие своих детей, помогают нам до сих пор. Мы должны заглянуть в прошлое, и выучить из него что-нибудь на будущее. Благодаря чьим слезам вырастут наши потомки?

Я слышал, что в конце жизни рава из Бриска его пришел навестить рав Шах и сказал ему, что не каждый удостаивается оставить после себя целое семейство великих в Торе. Ответил ему Брискер Ров: «Вы знаете, сколько слез и молитв я вложил в это? Сколько дней я постился ради них?».

Задумайтесь, в том поколении Торы, в доме великих мудрецов все же было необходимо много слез, молитв, Теилим и постов, чтобы удостоиться следующего праведного поколения, чтобы Тора не пропала. А что уж говорить о нас?!

Известно, что рав из Бриска очень переживал за тех своих детей, которые остались в Бриске. Как-то он сказал: «Если они убиты, значит, убиты. Но вдруг они, не дай Б-г, оказались в каком-нибудь монастыре? Вдруг у них нет возможности жить еврейской жизнью?» После всех молитв и прочитанных Теилим, он все еще опасался за судьбу своих детей, за их духовность.

Знаем ли мы, что ждет наших детей? Мы должны вглядеться в будущее, пользуясь открытием «скрытого света» в день девятого Ава. История – дело не одного дня и даже не десятков лет. Наша задача девятого Ава – изучить прошлое и извлечь урок на будущее. Мы не имеем права быть беспечными!

Эта беспечность – беспечность Ноаха, она ошибочна. Про Ноаха сказано, что его вера была мала. Он зашел в ковчег, лишь когда увидел, что начинается Потоп (Раши, Берешит, 7:7). Лишь когда вода полилась, он поверил, что приговор действительно будет приведен в исполнение. Казалось бы, он в течение ста двадцати лет строил ковчег, всего себя отдавая этому строительству, не обращая внимания на насмешки и комментарии окружающих. И это называется «малой верой»? Можно предположить, что Ноах считал, что Всевышний – долготерпелив, в последний момент Он простит Свои создания и не исполнит то, что обещал. И в этом проявлялся недостаток его веры.

В противоположность ему, про Мордехая сказано, что его вера велика. Он верил полной верой, что приговор «истребить, убить и погубить всех евреев» может быть исполнен. И даже обещание, данное Всевышним Аврааму, Ицхаку и Яакову, о вечном существовании их потомков, которое противоречило этому приговору, все же не отменяло его! А когда приходит беда, надо кричать, надо собирать всех евреев, вместе поститься и молиться, пытаясь отменить ужасный приговор. Именно потому, что Мордехай верил в реальность приговора и опасался его приведения в исполнение, он удостоился его отменить! А Ноах, который не верил в возможность Потопа, способствовал тому, что Потоп произошел и был назван его именем: «Ибо это у Меня воды Ноаха» (Йешаяу, 54:9)!

Пробуждение плача

Рассказывают наши мудрецы, благословенной памяти («Ялкут Шимони», Ирмияу, 327), что когда евреи сидели на реках Вавилонских и увидели, что Ирмияу уходит от них, то «взвыли они, сидели и плакали». Ответил им Ирмияу: «Призываю в свидетели Небо и Землю, если бы вы плакали, пока были в Ционе, вы бы не были изгнаны!»

Своевременный плач позволяет избежать изгнания. И в этом сила девятого Ава, год за годом. Если мы пробуждаемся в плаче, мы, тем самым, предотвращаем несчастья, которые могут произойти в будущем. И тогда еврейский народ сможет дотянуть до скорейшего прихода Избавителя.

Любое такое пробуждение может много дать еврейскому народу. «Когда один еврей раскаивается и делает тшуву, прощается и ему, и всему миру» (Йома, 86б). И говорят наши мудрецы, благословенной памяти: «Две капли крови праведника из пророков искупили грехи всего еврейского народа» (комментарий Радака к Млахим 1, 20:35-37).

Силы каждого из нас

Если бы мы только знали, какие силы скрываются в каждом еврее, если бы мы знали, что каждый из нас, особенно в час беды, способен избавить весь еврейский народ, мы бы пробудились и в изучении Торы, и в богобоязненности, и в благотворительности. Ради спасения народа Израиля.

Хафец Хаим на склоне лет, когда он уже предвидел Катастрофу, сказал, что даже если соберутся все великие мудрецы Израиля, они не придумают ничего лучше, чем слова Гемары: «Что сделает человек, чтобы избежать мук перед приходом Машиаха? Пусть занимается Торой и благотворительностью» (Санедрин, 98б). Мы должны помнить, что «Всевышний – пастух мой, ни в чем у меня не будет нужды» (Теилим, 23:1). Представьте себе семью, которая находится в эвакуации. Все члены семьи страдают от скитаний, кроме грудного младенца, который все время находится рядом с мамой, кормится ее молоком и ни в чем не знает недостатка. Так была спасена ешива Мир со всеми учениками во время Второй мировой войны при помощи необыкновенных чудес. Они чувствовали, что Сам Всевышний переносит их с места на место. Мир вокруг них сотрясала война, а они ехали с комфортом в поезде под видом туристов. Абсолютная близость к Всевышнему дает ощущение младенца на руках у матери и позволяет избежать мук перед приходом Машиаха. Если мы будем плакать перед Всевышним, как плачет грудной младенец, то мы будем соединены со Всевышним посредством большой любви, и никакие беды нам будут не страшны.

После свадьбы невеста становится посвященной своему мужу и запрещенной для всех остальных мужчин, отделенной от всего мира и принадлежащей только ему. Такой должна быть наша связь со Всевышним. Когда Он будет для нас единственным, когда наша любовь к Нему будет такой сильной, что не будет никого, кроме Него, тогда мы сможем удостоиться близости к Нему и Его спасения.

Мы должны отдалиться от любого чуждого влияния, обязать себя служить Всевышнему, и тогда мы удостоимся выполнения сказанного: «Рядом с тобой падет тысяча, и десять тысяч – по правую руку от тебя, но ты останешься невредим. Своими глазами увидишь возмездие нечестивым. Ибо сказал ты: “Г‑сподь – мое укрытие!”, Всевышнего сделал своим прибежищем. Не случится с тобой дурного, и несчастье не приблизится к твоему шатру, ибо Своим ангелам Он велит хранить тебя на всех твоих путях» (Теилим, 91:7-11).

Перевод — г-жа Хана Берман


http://www.beerot.ru/?p=42567