Памяти Учителя — Йорцайт Рава Ицхака Зильбера

Дата: | Автор материала: Рав Арье Кац

2286

Девять дней с начала месяца ав – особенно тяжелое время для нашего народа. Это дни, когда тяжесть нашего изгнания воспринимается с особенной горечью, а траур по разрушенному Храму и Шхине обостряет боль в наших душах до предела.

И так уж случилось по воле Небес, что именно в эти дни русскоязычное еврейство Торы понесло тяжелейшую утрату – 8 ава покинул этот мир наш наставник и учитель рав Ицхак Зильбер.

Для нас, русских баалей-тшува, трудно переоценить роль рава Ицхака.

Даже те, кто никогда его не видели, и не удостоились учиться у него лично, так или иначе испытывают на себе влияние его личности, неповторимый свет праведника, который не уходит со смертью. В преддверии очередной годовщины его смерти стоит вспомнить великие заслуги рава Ицхака, его неповторимый след в нашем мире.

Рассказывает рав Бенцион Зильбер.

«Мой папа жил по принципу “Что я должен сделать?” Он не спрашивал себя: “Могу я это сделать или нет?” Он видел приказ Б-га: надо жить по Торе, надо соблюдать Субботу, надо воспитывать детей. Вопрос “Как это сделать?” был второстепенным – путь найдется. Они искал и находил пути, но самый главный вопрос – “Что нужно делать по Торе в данный момент? Чего Б-г хочет от меня?” А как дальше это осуществить – это уже вопрос технический. Если человек намеревается осуществить желание Всевышнего – совершенно неважно, будет это легко или тяжело, станет ли нам от этого легче или тяжелее, – все это уже второстепенные вопросы.

Когда я сейчас смотрю назад, в прошлое, то думаю, что если бы мы этого не видели, то поверить в это было бы очень трудно. Практически единственный человек в городе Казани, который хочет выполнять заповеди и учить Тору (были еще пожилые люди, соблюдавшие там), который так решительно соблюдает и не нарушает Субботу и так воспитывает своих детей… Если бы мы сами этого не видели – трудно было бы поверить в такое.

И все это показывает нам великую силу, которую Б-г дал каждому из нас. Наши мудрецы говорят нам в гемаре Санедрин: «Б-г ведет человека по тому пути, по которому тот хочет идти». Но вопрос здесь в том, чего человек хочет. У людей, как правило, есть много разных желаний. Но когда человек чего-то хочет по-настоящему, он готов отдать для этого силы, даже рисковать ради реализации своего желания. И вот тогда, когда человек чего-то хочет по-настоящему, – это превращается в огромную силу.

Я хочу повторить сейчас то, что я слышал от главы ешивы Мир, рава Хаима Шмулевича. Он говорил, что многие люди привыкли считать: от одного человека ничего не зависит. Как говорят по-русски – один в поле не воин. Рав Хаим Шмулевич говорил, что так думать – это огромная ошибка. Если человек работает с полной самоотдачей – тогда и один в поле воин. И он приводил на это доказательства из гемары в трактате Санедрин, где рассказывается о том, как Билам запряг свою ослицу и пошел с вельможами Моава. Спрашивают наши мудрецы: почему он сам запряг? Ведь Билам был очень уважаемым человеком – разве у него не было помощников и слуг? Отвечает гемара: ненависть меняет рамки поведения. Когда человек чего-то по-настоящему хочет, даже в силу ненависти, – он не смотрит на правила поведения. Билам шел проклинать евреев с полной самоотдачей, самоотверженно. И в этом была огромная опасность для еврейского народа – человек, который идет к реализации своего желания с такой самоотдачей, может преуспеть. Что же ему помешало? Говорит гемара: их (евреев) праотец Авраам был раньше него. Когда Авраам-авину шел приносить Ицхака в жертву, о нем также сказано, что он сам запряг своего осла. Авраам также был уважаемым человеком, и у него были слуги. Почему он сам запряг осла? Отвечает гемара: любовь меняет рамки поведения. Когда человек что-то по-настоящему любит, он не смотрит на правила поведения.

И получается противостояние между Биламом, который хотел уничтожить еврейский народ, и Авраамом-авину, который любил Всевышнего. Говорят наши мудрецы: Авраам был сильнее. Можно сказать так: он был сильнее потому, что он был намного раньше Билама, но если подумать глубже, то можно увидеть разницу: про Билама Тора говорит, что он “ваякам” – “и встал”. Он поднялся утром в свое обычное время. А про Авраама Тора говорит – “ваяшкем”. Известно, что когда человек встает ради какого-то очень важного дела, он встает пораньше. Слово “ваяшкем” означает, что Авраам поднялся с утренней зарей. И получается, что любовь Авраама к Б-гу была больше, чем ненависть Билама к евреям. Поэтому сила Авраама больше, и он побеждает.

Когда один человек работает с полной самоотдачей – это огромная сила, которая может перевернуть весь мир. Многие великие вещи в нашем мире начинались с одного человека, весь наш народ начался с одного человека, который работал с полной самоотдачей и не считался ни с какими трудностями, а только с желанием Б-га!

И в папе мы видели эту огромную силу. По пути, по которому человек хочет идти – ведут его. Многие вещи, которые папа делал в Казани, Ташкенте и здесь, в Иерусалиме, естественными путями было сделать невозможно. Но когда у человека есть настоящее желание, и он старается делать это с полной самоотдачей – это ломает все преграды на его пути. И именно по силе желания человека и по тому, насколько он готов потратить свои силы и время на его реализацию, – настолько Б-г ему помогает. И это то, что мы видели у папы.

Когда он приехал сюда и увидел, что тут почти нет людей (среди тех, кто приехал из России), которые изучают Тору, то он начал учиться с ними с полной самоотверженностью. Сначала с одним, потом с другим и т.д. И Б-г помог – мы видим большое количество выходцев из России, которые живут по Торе и изучают Тору. И это то, о чем мы говорили, – желание одного человека стало огромной позитивной силой, с помощью Небес.

Еще одна важная вещь, которую я бы хотел сказать о папе. Рамбам пишет, что у Всевышнего есть на каждого ашгаха пратит [Б-жественное наблюдение за каждым человеком – примечание редактора]. Но у нее есть также разные уровни. У каждого праведника, который служит Всевышнему, есть свой уровень этой ашгахи. И по мере того, насколько человек близок к Б-гу – настолько же Б-г близок к нему.

У папы была удивительная, прямая близость с Творцом. Всегда, в любой тяжелой ситуации он обращался к Б-гу и просил Его. И папа всегда обращался просто: “Всевышний, я сделаю то, что я смогу, а Ты – то, что Ты можешь”. И Б-г помогал».

Давайте вдумаемся в сказанное равом Бенционом Зильбером. Многим из нас знакома поговорка «один в поле не воин». Для людей, выросших под влиянием чувства советского коллективизма, такой подход не вызывал вопросов. Действительно: тяжело, просто невозможно в одиночку бороться с безжалостной тоталитарной системой, которая стремится контролировать даже душу человека. Но если человек преданно служит Всевышнему – вся тяжесть окружающей действительности превращается в обстоятельство, которым можно пренебречь.

Любовь к Всевышнему и желание исполнять Его Тору способны превратить одного человека в огромную силу. И эта сила противостоит всем репрессиям тоталитарной системы, всему ужасу, который творился в Советской России. Рав Ицхак вышел на войну не один, он был во всеоружии – его вера во Всевышнего всегда была с ним. И против этого «оружия» ничто в материальном мире не способно устоять. Главное – поступать по воле Творца всегда, в любых обстоятельствах.

Да, это тяжело и опасно – идти наперекор всему окружающему миру. Но именно так поступал рав Ицхак. Во имя Творца, как и наш праотец Авраам – он соблюдал заповеди, учил и преподавал Тору даже в коммунистическом аду. И в результате… Его подлинно еврейский героизм и самоотдача принесли небывалые плоды: на месте духовных руин русскоязычного еврейства расцвел красивейший сад Торы.

Говорит рав Игаль Полищук, один из первых учеников рава Ицхака в Иерусалиме.

«Рав Бенцион сказал, что наш учитель рав Ицхак всегда искал исполнения того, чего хочет Всевышний. И это была не основа его жизни – это была вся его жизнь. Зададим себе вопрос: откуда он знал, чего Всевышний хочет от него? Он был пророком? У него была прямая постоянная связь с Всевышним? Откуда он знал? Мне кажется, что ответ здесь очень простой: у нас есть постоянная связь со Всевышним – это Тора, которую Он нам дал.

Наш учитель с детства учил Тору – в любых условиях и любых ситуациях. Как я слышал, он закончил ШАС [полностью закончил изучение всех трактатов Вавилонского Талмуда – примечание редактора] в России дважды…

Всегда, когда видишь большого человека, можно рассмотреть только внешнюю часть его поступков и не искать их корень. Я слишком маленький человек, чтобы понимать корни поступков великих людей, но то, что мне совершенно очевидно – наш учитель в любой ситуации вкладывал огромные силы в Тору и соблюдение заповедей.

Я расскажу одну вещь, которую слышал от него. Он рассказывал мне, что привык в Казани учить Тору, закутавшись в одеяло. Было холодно и не было дров, и поэтому он закутывался. И привык так учиться всю жизнь. Даже приехав в Эрец-Исроэль, он учился в пальто.

Есть множество фактов и историй из жизни рава Ицхака, которые известны из его книг. И нужно просто уметь их прочесть и понять. Его жизнь была непрерывной погоней за тем, чтобы понять, чего от нас хочет Б-г, и это исполнить.

Были великие мудрецы, которые думали, что русскоязычное еврейство окончательно потеряно. Наш учитель был не просто близок к Б-гу – он имел силы передать эту близость нам. Мы удостоились того, чего удостоились очень немногие. Как известно, рав Ицхак назвал одну из своих книг «Пламя не спалит тебя». Он и сам был таким пламенем – эш кодеш, святым огнем Торы, который никому не причиняет вреда, а только приближает к себе. Он был светом и теплом Торы!

Наш учитель получил Тору от своего великого отца, рава Бенциона-Хаима, который был учеником великого Ор Самеаха, учеником ешивы Слободка. И именно рав Ицхак стал для всего русскоязычного еврейства тем звеном, которое связало наше поколение с цепочкой передачи Торы. И то, что рав Ицхак оставил после себя сына, великого мудреца Торы, рава Бенциона, это и есть преемственность поколений в передаче Торы – масорет а-Тора. Я слышал от рава Бенциона следующее: «Папа жил, как в Литве, в еврейской Литве в дни ее величия – в ее святых домах учений». И теперь нам должно быть ясно, что мы удостоились получить Тору от человека, который сам всю жизнь был звеном в цепочке передаче Торы, который получил свою Тору от отцов и дедов.

Мне кажется, что здесь нужно понять одну важную вещь: рав Ицхак был нам послан Всевышним для того, чтобы собрать оторванные от еврейского народа души и привязать их обратно – к цепочке передачи Торы. И все мы должны идти по такому же пути.

Мы, слава Б-гу, сейчас не в Советской России. Мы находимся в Эрец-Исроэль, где есть огромное количество святых ешив и выдающихся мудрецов Торы. И наша задача – научиться быть частью еврейского народа, частью бней-Тора – людей верующих, и полностью соблюдающих Тору.

Если мы хотим идти по пути нашего учителя, то мы должны посмотреть, куда он сам направил своих детей? И если мы сами будем идти по пути поиска того, чего Б-г хочет от нас, и хотя бы немножко приложим свои силы для того, чтобы это реализовать, – наши дети, с Б-жьей помощью, станут частью еврейского народа, частью непрерывной цепочки передачи Торы».

Подумать только, на что способен один праведник – вернуть к Творцу несметное количество еврейских душ! Душ, совершенно потерянных, уничтоженных духовно, оторванных от веры и обычаев предков, от Торы и Творца! Один человек с полной верой и желанием жить повелениями Всевышнего, несмотря ни на что, – воистину оказался способен перевернуть весь мир.

Наш учитель не просто получил Тору у своего отца и передал ее своему сыну – он передал эту Тору, Тору уничтоженного поколения, Тору сожженных местечек, – нам, вернувшимся к Всевышнему в зрелые годы. Он воспитывал нас, как собственных детей, наполняя Торой пустоту наших душ. Он оставлял свою Тору, свое учение, чтобы учиться – не только с собственными детьми, но и с заблудшими детьми еврейского народа. Не с одним и не с десятью, а со многими сотнями, приходившими к нему. Он учил словом и личным примером. Его душевные качества стали (и должны оставаться) образцом для всего русскоязычного еврейства Торы. Пример его жизни – это пример настоящей борьбы за то, чтобы в любых обстоятельствах желание Всевышнего и его Тора оставались главным приоритетом в жизни.

Бесчисленны истории, когда он бросался на помощь совсем незнакомым или едва знакомым людям. Там, где Всевышний говорил «Да» – в добрых делах и помощи людям, – для рава Ицхака не было слов «нет» и «невозможно». Он шел и прилагал максимум усилий, чтобы сделать, помочь, приободрить, успокоить, увещевать… Рав Моше Шапиро говорил, что если бы в наше время нам понадобилось понять, как выглядел шатер нашего праотца Авраама – надо было посмотреть на дом рава Ицхака Зильбера.

Когда он все успевал, как находил время для каждого? Нет и не может быть иного объяснения, кроме помощи Свыше. Той самой, о которой сказали наши мудрецы: Б-г ведет человека по тому пути, по которому тот хочет идти.

Пламя Торы нашего наставника зажгло огонь в тысячах еврейских душ по всему миру. Этот огонь – огонь высшей святости и чистоты, стал светом субботних свечей в сотнях семей, согрел тысячи сердец словом Торы. Наш учитель рав Ицхак зажег маяк, который ярко светит сквозь нестерпимую тьму изгнания и указывает верный путь всем заблудшим сыновьям нашего народа. И этот огонь, с Б-жьей помощью, вновь разожжет жертвенник отстроенного Храма, да случится это в скором времени, в наши дни!

Подготовил р. Арье Кац


http://www.beerot.ru/?p=16477