Скорбь о разрушении Храма — горечь утраты

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

2282

Девятого Ава мы читаем Мегилат Эйха. Эта книга начинается словами: «Как одиноко сидит столица, полная народа, стала подобна вдове, владычица областей стала данницей». Понятие ка альмана, «как вдова», отсылает нас непосредственно к празднику Шавуот. Как известно, день дарования Торы наши мудрецы сравнивают с хупой, когда Всевышний был женихом, а еврейский народ – невестой. Если наш народ сравнивается с вдовой, это показывает, что Всевышний оставил нас, Его присутствие покинуло наш мир. Виленский Гаон пишет, что разрушение Храма было подобно смерти еврейского народа, потому что Храм и присутствие Шехины Всевышнего в нем подобны нашей душе. Поэтому, когда мы говорим о разрушении Храма, мы имеем в виду не просто историческое событие, но ту полноценную связь каждого из нас со Всевышним, которой больше нет в этом мире. Виленский Гаон сказал, что он может себе представить величайший уровень постижения, на котором находился тана, но представить себе, что чувствовал еврей, принося жертву в Храме, он не может. Как-то рав Ицхак Зильбер, йорцайт которого мы отмечаем 8 Ава, признался, что есть одна вещь, которой ему не хватает по-настоящему – принести в Храме курбан шломим, благодарственную жертву Всевышнему, за все добро, которое Он ему сделал.

В повседневной гонке мы часто не отдаем себе отчет в том, чего мы лишены, и не понимаем, что с разрушением Храма от нас ушла возможность исполнять огромную часть заповедей. А ведь именно в заповедях источник той духовной жизненной силы, которую мы черпаем Свыше. Заповеди Торы – это то, что нас связывает со Всевышним, и связь эта сейчас сильно ограничена и урезана. Само по себе словокорбан, жертва, происходит от слова иткарвут, приближение. Без принесения жертв, нам очень сложно приблизиться к Творцу. Сама суть и цель исполнения заповеди три раза в год подняться в святой Иерусалим, принести жертву в Храме – это ощутить присутствие Шехины.

В прошлом году в будни между 1 и 9 Ава я ел мясо и пил вино, хотя в эти дни так не делают. Первый раз – во время благодарственной трапезы по случаю брита моего внука, а второй – по случаю сиюм масехет (окончание изучения трактата Талмуда) моих учеников из «Ор Тора». Я понял одну очень важную вещь: запрет есть мясо и пить вино в эти дни, конечно, помогает нам ощутить траур по разрушенному Храму, и все же настоящую скорбь человек почувствует, только когда он хоть немного близок к Всевышнему. Далекому от Него человеку скорбеть о Храме почти невозможно. Написано, что с наступлением месяца Ав уменьшают радость, и есть комментаторы, говорящие, что имеется в виду «не веселятся вообще». Однако радость от Торы, от исполнения заповедей не запрещена. Пример тому – сеудат брит и сеудат сиюм масехет – потому что такая радость приближает нас к Творцу и, следовательно, лучше помогает нам понять, что мы потеряли.

Это двоякое чувство: с одной стороны, близость к Творцу и радость от Торы, но, с другой стороны, тот, кто ощутил вкус и сладость такой близости, наиболее остро чувствует, как нам ее не хватает в мире.

Я слышал одну историю от моего учителя рава Шимшона Довида Пинкуса. Его отец был учеником ешивы Мир еще в Польше. Рав Пинкус родился и вырос в Америке, и там его окружение составляли бывшие ученики ешивы Мир. Он фактически вырос у них на коленях. Один из этих учеников рассказал ему историю, которая случилась 9 Ава в Шанхае, в эвакуированной ешиве Мир. Это был 1944 год, война заканчивалась, и уже были известны чудовищные размеры катастрофы европейского еврейства. Каждый из учеников ешивы Мир оставил в Европе родителей, братьев, сестер, многих близких. Мой старый друг рав Исраэль Зупник (отец которого прошел Шанхай и стал фактически посланником Свыше в спасении ешивы – будучи родом из Германии, в Ковно он подружился с немецким секретарем японского посольства, и они вместе делали визы) рассказывал, что в Шанхае было 300 удрученных юношей со страдающими душами, которые не знали, где их семьи и что с ними. Великое достоинство мишгиаха, рава Йехезкеля Левинштейна, было в том, что он сумел не просто вдохнуть жизнь в этих несчастных бохурим, но и поднять ешиву Мир на небывалый духовный уровень, непостижимый для нас. И вот в ешиву пришла весть о том, что произошло в Европе… Говорят, что такого 9 ава, которое было в тот год в Шанхае, ешива не помнила. Нам невозможно представить их боль, грусть и страдания… Кончился маарив, кончилось чтение кинот, и ученики направились из места молитвы туда, где они жили. В то время в Шанхае было много беженцев из Германии, нерелигиозных евреев, не имевших отношения к Торе. И вот, проходя мимо домов некоторых их них, ученики ешивы увидели, чем они занимаются в ночь 9 Ава: пьют чай и играют в карты, как будто ничего не произошло! Рав Пинкус рассказывал, что это стало для них большим потрясением, чем все остальное. Как можно в такой ситуации, после всего что случилось, 9 Ава пить чай и играть в карты?! Ответ, на самом деле, очень простой: те заблудшие люди, не чувствуя никакой связи с Творцом, были бесконечно далеки и от боли нашего народа.

Есть много кинот, которые мы читаем 9 Ава: о Первом Храме, о Втором Храме, о разрушенных общинах Германии, о Катастрофе. Читая их, нам надо почувствовать боль отдаления, боль изгнания, и чтобы боль эта превратилась в ожидание и стремление удостоиться освобождения.

Мы не раз в предыдущих статьях приводили цитату из трактата Недарим о том, что «земля (Израиля) была разрушена потому, что оставили Тору». Это сказано о Первом Храме, но, по большому счету, это относится также и ко Второму Храму, поскольку он был разрушен, как известно, из-за синат хинам, беспричинной ненависти, а пути Торы – мир. Что означает сказанное «оставили Тору»? Не говорили на Тору брахот, то есть не благословляли. Объяснение мы находим у Маараля в предисловии к книге «Тиферет Исраэль». Маараль объясняет, что суть Торы – связать нас со Всевышним. Эта связь возможна, когда мы благословляем и благодарим Того, Кто дал нам эту Тору, – не как интересную и занимательную книгу, а именно Торат Ашем, Тору Всевышнего. Мы не занимаемся интересным чтением и умственными упражнениями, а исполняем волю Всевышнего, служим Творцу!

У БаХа в законах благословения на Тору говорится, что суть Торы – принести Б-жественное присутствие в наш мир, в каждого человека. Когда человек занимается Торой, то его мысли должны быть направлены на то, чтобы удостоиться Б-жественного присутствия – Шехины. Если же он учится не для этого, то возникает разделение между ним, Торой и Всевышним. Это разделение проявляется в разрушении Храма как места, связывающего нас с Творцом.

После того как Адам и Хава согрешили, Всевышний спросил Адама: где ты? Нам с вами надо спросить себя: а где мы сами? Где наш путь приближения к Творцу, где наша радость служения Ему? Мы не занимаемся философскими изысканиями, для нас существует конкретный вопрос: что делает человек для приближения к Творцу? Есть вещи, которые отдаляют от Творца – насколько человек их избегает? Не может быть работы без награды, и если человек идет по верному пути, то обязательно видит плоды своих трудов.

В каждом еврее заложен бесконечный потенциал, и каждый может стать не менее великим, чем рав Эльяшив или рав Штейнман (да продлятся его годы). Однако начинать нам приходится из разных мест, и часто отправной точкой служит духовное болото. Почему так? Видимо, Творец специально поместил нас в такое место – каждого в свое собственное – чтобы из этой глубины мы тянулись к Нему, стремились вырваться из болота к свету, удостаивались все новых уровней близости к Создателю, и скорбели о том, как далеки мы от Него. Для такого духовного анализа особенно подходят 9 траурных дней.

Мы говорим о трагедии нашего народа в целом: разрушении Храма и изгнании, но у каждого человека есть и его личная трагедия. Это не должно быть тяжелой депрессией – такой заповеди, как «быть в депрессии 9 Ава», не существует. Однако должна быть «горечь». Эта горечь имеет огромную созидательную силу, способную перевернуть горы! Был один человек, который прошел через катастрофу очень тяжело – рав Йосеф Шломо Каанеман, рав из Поневежа. Он потерял в огне катастрофы всю свою семью, кроме единственного сына, которого привез сюда, и, несмотря на личную трагедию, смог отстроить здесь ешиву, заботиться о других… Он приехал в Святую Землю больным, бедным, опустошенным, и именно эта горечь об утрате стала той силой, которая помогала ему заново отстроить великую ешиву Поневеж на Святой Земле.

Мы – единый народ, и нас объединяет общая боль. Нас уничтожали крестоносцы, сжигали на кострах инквизиции, громили казаки Хмельницкого, угоняли в кантонисты в России, убивали физически нацисты и духовно – коммунисты. Каждый из нас пережил это по-своему, в предыдущих воплощениях своей души. Эта боль, эта горечь должна смешиваться с постоянным вопросом к себе: где я сегодня? Каково мое состояние? Ведь мне еще так много нужно исправить в мире! Горечь о потере близости со Всевышним, которую мы особенно остро ощущаем в эти дни, должна придать нам силы стремиться приблизиться к Нему.

9 ава называется «моэд». Кроме значения «праздничная дата», это слово можно перевести и как «оэль моэд» – шатер для свиданий. В этот день у нас есть особое место и время встречи, чтобы восстановить важную связь со Всевышним. Чтобы из горечи катастрофы, из тьмы изгнания, несмотря на груз собственных недостатков, мы смогли найти в себе силы устремиться к Творцу. В нас должно проснуться деятельное ожидание того времени, когда снова будет отстроен Храм, когда придет Машиах, когда уйдет из мира зло и будет выкорчевано навсегда.

Я не люблю пожелание «цом каль» – легкого поста. Пост – это не досадная болезнь, которую надо переболеть с наименьшим дискомфортом. Можно пожелать всем нам чувствовать себя хорошо, но этот святой день – 9 Ава – с Б-жьей помощью, мы должны постараться использовать как полагается, чтобы день этот перевернул нас и приблизил к Всевышнему.

Мы читаем в Пасхальной Агаде, что в каждом поколении наши враги противостоят нам, стремятся уничтожить нас. Здесь имеется в виду как физическое, так и духовное уничтожение. И когда люди сталкиваются с этим в наши дни, то впадают в отчаяние и теряют надежду. Однако это еще одно напоминание об истинности Торы, и о том, что все обещанное в ней – Геула, приход Машиаха, строительство Храма, обращение зла в добро – исполнится. Дай нам Б-г удостоиться всего этого в ближайшее время.

Подготовила А. Швальб.


http://www.beerot.ru/?p=4092