Возвращение к Торе

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1503
возвращение к торе
Три недели между 17 тамуза и 9 ава — время нашей скорби о разрушенном Храме и покинувшей его Шехине.

Траур этих дней — повод задуматься о причинах произошедшего и путях исправления. Чтобы удостоиться восстановления Храма (и возвращения в него Шехины) нужно, прежде всего, устранить причины, которые привели к его разрушению.

В молитве «Шмоне Эсре» мы просим, чтобы Всевышний вернул нас к Своей Торе. «Ор а-Хаим» в комментарии к книге Дварим говорит о таком понятии, как тшува ле-талмуд Тора — возвращении к изучению Торы. По большому счету, все беды нашего народа — все изгнания, проклятия, гонения, — имеют одну причину. Это оставление Торы. Именно об этом сказано у пророка Ирмияу (9:11): «Есть ли такой мудрец, который бы понял это, и с кем говорил бы Г-сподь, — пусть объяснит он: почему (пропала) разрушена земля?» Отвечает Всевышний (там же, 9:12-13): «…за то, что оставили Тору Мою, которую Я дал им, и не слушали голоса Моего, и не следовали ему. А шли по желаниям (путям) своих сердец, за идолами, как приучали их отцы».

Согласно принятому объяснению этого отрывка, речь здесь идет о разрушении Первого Храма. Однако это не совсем так.

Есть правило, согласно которому пророчества, которые были необходимы только для своего времени, не записывались. Записывались пророчества, актуальные для всех поколений. Это можно отчасти понять и из продолжения слов Всевышнего у пророка Ирмияу (там, стих 15): «И рассею их (евреев) между народами, которых не знали ни они, ни их отцы, и пошлю за ними меч, пока не истреблю их».

Трудно сказать о Вавилонском изгнании, что это было место, которое не знали «ни они, ни отцы их». Вавилон был прекрасно известен нашему народу, жившему в Эрец Исраэль. Поэтому очевидно, что данное пророчество на самом деле исполнилось после разрушения Второго Храма. И сегодня евреи, живущие, например, в Казахстане или Южной Африке, должны понимать, из-за чего они там оказались. Оставление Торы привело к тому, что наш народ оказался рассеян в таких местах, «которых не знали их отцы».

У оставления Торы есть несколько аспектов, о которых говорят наши мудрецы.

Слова пророка Ирмияу вызывают изумление. Первый Храм был разрушен из-за идолопоклонства, разврата и кровопролития. И вроде бы очевидно, что эти грехи намного страшнее оставления Торы. Но почему же пророк Ирмияу от имени Всевышнего говорит, что причиной разрушения Храма стало именно оставление Торы? Это место объясняется в начале Мидраша Эйха. Всевышний сказал, что уступил евреям, то есть не наказал бы (это не означает прощения) их за страшнейшие грехи — идолопоклонство, разврат и кровопролитие — если бы они дальше изучали Тору. Почему так? Мидраш не оспаривает тяжесть этих грехов. Но у Торы есть особая сила — «свет Торы возвращает к добру». То есть, если бы они продолжали изучать Тору — даже с учетом грехов — был бы шанс совершить тшуву.

В Коэлет (9:4) сказано: «Тот, кто связан со всеми живыми, у него есть уверенность (битахон)».

Раши объясняет, что у того, кто находится в этом мире (он еще жив), есть уверенность в том, что он, может быть, сделает тшуву до смерти (даже если был связан с преступниками). Но если речь идет про уверенность, почему он может быть сделает тшуву? Разве это — уверенность? Понимание стиха согласно Раши таково: у того, кто жив, есть уверенность в том, что, если он сделает тшуву, Всевышний ему поможет. Но сначала надо сделать тшуву. А без этого никакой уверенности нет.

Есть и другое понимание этого стиха. «Связан со всеми живыми» — это тот, кто прикрепился к Торе, которая называется эц хаим — древо жизни. У того, кто прилепился к древу жизни, есть уверенность. И это объясняет сказанное в Мидраше Эйха. Всевышний мог задержать наказание за страшнейшие грехи, если бы евреи занимались Торой. Ведь свет Торы возвращает к добру и побуждает человека сделать тшуву.

Из обсуждаемого нами пророчества Ирмияу и приведенного мидраша наш учитель Рамхаль делает важный вывод в книге «Дерех Ашем». Пусть даже человек не ведет еврейский образ жизни.

Если при этом он изучает Тору на уровне других наук, старается понять ее так, как она написана, — такое изучение постепенно приведет его к тшуве.

Еще один аспект оставления Торы обсуждается в Гемаре (трактаты Бава Меция и Недарим). Обсуждая это же место у пророка Ирмияу, Талмуд говорит, что в том поколении не произносили благословение на Тору. И это очень странно. Поколение, которое грешило идолопоклонством, развратом и кровопролитием, было наказано за пропущенные благословения?!

Это действительно сложный вопрос. Известны объяснения наших великих мудрецов (Ран, Хатам Софер, Бах — см. статью рава Хаима Фридлендера в «Беерот Ицхак», №202). Здесь важно понять, почему объяснение Талмуда и Мидраша Эйха не противоречат друг другу. Есть известное высказывание: рыба гниет с головы. Когда главы народа относятся к Торе неподобающим образом, это влияет и на остальных.

Кто такие главы народа? Это те, кто постоянно занят изучением Торы.

Поясним это. Наш народ многолик. Мидраш Эйха и Талмуд говорят о двух крайностях: как проявляется оставление Торы у великих и у тех, кто находится на самом низком духовном уровне. Наши мудрецы приводят, что великие в том поколении занимались Торой прекрасно. И никто не мог понять, как вообще могло произойти то, что произошло. И только Сам Всевышний, как мы слышим из слов пророка, смог ответить на вопрос о причине разрушения Храма. Тора была для них недостаточно важной, чтобы произносить на нее благословение (см. Недарим, 81, Ран от имени рабейну Йоны). Ослабление в учебе таких людей, ухудшение их отношения к Торе приводит к тому, что остальной народ — каждый на своем уровне — оставляет Тору.

Если мы хотим удостоиться возвращения Шехины в Сион, восстановления Храма и окончательного избавления, мы должны исправить эти грехи.

И ради этого мы должны вернуться к Торе, о чем мы и просим каждый день в молитве «Шмоне Эсре». Но в наши дни большая часть нашего народа полностью оторвана от Торы. Это наша боль и трагедия. Однако в реальности очень сложно побудить всех наших заблудших собратьев вернуться к изучению Торы. Что же мы можем сделать ради возвращения к Торе?

Прежде всего стоит упомянуть то, что приводит рав Хаим Фридлендер от имени Баха (см. статью «Беерот Ицхак» №202). Нужно изучать Тору ради присутствия Шехины среди нас. Но это требование для по-настоящему больших людей (хотя мы тоже должны стремиться к такому уровню).

Есть и то, что касается простых людей, что доступно каждому.

Если человек, который изучает Тору, например, из любопытства, приходит к изучению ради исполнения, — это тоже возвращение к Торе. Когда человек после тяжелого рабочего дня вместо отдыха открывает Талмуд — даже если он буквально уснет над ним, — это возвращение к Торе.

Еще одним важнейшим и доступным для всех аспектом возвращения к Торе является ее поддержка. В этой связи приведем известный стих (Мишлей, 3:18): «Древо жизни она (Тора) для тех, кто держится за него, и поддерживающие его крепко стоят» [перевод приведен в соответствии с объяснением нашего учителя гаона рава Моше Шапиро].

Мы сосредоточимся на одном из объяснений этого стиха, которое касается поддержки Торы. В этом стихе описываются два типа поддерживающих Тору. Если человек, который поддерживает изучающих Тору, понимает, что тем самым он обеспечивает свое существование, то для него Тора — действительно древо жизни. И это верно, даже если он сам не может полноценно учиться.

Но есть и другие люди, которые думают, что это они поддерживают Тору. И без их поддержки она «упадет».

Заслуги такого человека меньше — про него сказано в конце приведенного стиха, что он крепко стоит. Так вот если человек переходит от уровня, когда он думает, что поддерживает Тору, к уровню осознания того, что на самом деле Тора обеспечивает его существование в этом мире, — это также возвращение к Торе, о котором мы говорим.

Кроме того, наши мудрецы (рав Ицхак Эльханан Спектор, Маарит Альгази) говорят, что и тех, кто поддерживает Тору – Тора также спасает от дурного начала.

Возвращение к Торе имеет много аспектов и форм. И в этом нельзя пренебрегать никакими мелочами. Речь идет о самой жизни, в этом нет мелочей. Каждая минута жизни — драгоценна! Наше возвращение к Торе — это, прежде всего, изменение нашего к ней отношения. Рав Барух Мордехай Эзрахи, выступавший около 25 лет назад в ночь 9 ава у нас в «Ешиват а-Ран» очень эмоционально спрашивал: «Из-за чего погибла земля» — о ком это сказано? Это сказано о нас! Это мы должны себя исправить, мы должны вернуться к Торе!

Мы упоминали выше стих из Коэлет (9:4). В первой части этого стиха есть одна тонкость. На святом языке этот стих выглядит так: כי מי אשר יבחר [יחבר] אל כל החיים. Здесь есть то, что называется кри и ктив. Слово ивхар («выбрал») читается, как ихубар («связан»). Тот, кто выбирает прилепиться к Торе, выполняет заповедь «И выбери жизнь». Но в данном стихе написано не просто о связи с живыми. Здесь сказано: «Тот, кто связан со всеми живыми». Слово כל («все») означает даже немного. То есть отсюда мы учим, что нужно прилепиться даже к самой мелкой части жизни. Что это значит в свете того, о чем мы говорим? Речь идет о том, чтобы не упустить даже малейшую возможность заниматься Торой. Да, нужно заниматься пропитанием, часто голова идет кругом от житейских забот.

Но если человек при этом ищет малейшую возможность, чтобы учить Тору или помочь это сделать другим, — он возвращается к Торе.

Ярчайшим примером этого был наш учитель рав Ицхак Зильбер. Он тяжело работал не только в лагере. Но каждую свободную минуту он использовал для изучения Торы. Известный пример — как он бегал с ведрами в лагере, чтобы сэкономить 15 минут в час для учебы. Вот так нужно стараться прилепиться к источнику жизни.

Если человек выберет вернуться к жизни, вернуться к Торе, то сможет и прилепиться к ней — учебой, исполнением и поддержкой. Это касается как мужчин, так и женщин, у которых есть величайшая заслуга в Торе их мужей и сыновей. Если каждый из нас сделает в этом то, что может — для себя, своей семьи и близких, это исправит саму причину нашего изгнания. В заслугу этого исправления, с Б-жьей помощью, Шехина вернется на свое место — в отстроенный Иерусалимский Храм. И дай Б-г, чтобы произошло это вскорости, в наши дни.

Подготовил: Арье Кац


http://www.beerot.ru/?p=47513