Ту би Шват — новый год деревьев

Дата: | Автор материала: Рав Александр Липский

2985

День 15 Швата, который упомянут в мишне Рош а-Шана, как новый год деревьев, не имеет каких-либо предписаний относительно того, что делать в этот день. Тем не менее, начиная с эпохи Вавилонских гаонов, когда были введены особые гимны, посвященные этому дню, и далее, этот день продолжал обрастать обычаями, вплоть до составленной специально для дня Ту би Шват агады.

Однако в наше время гораздо более актуальным для изучения является другой распространенный обычай – есть в этот день плоды, которыми славится Земля Израиля. Актуальны для изучения также проблемы, которые могут возникнуть при его выполнении. Речь, прежде всего, идет о запрете употребления в пищу насекомых.

У данного запрета есть несколько аспектов. Во-первых, безусловно, строгость запрета употребления насекомых. Об этом сказано в трактате Макот: «Человек, съедающий угря, нарушает четыре запрета Торы, съедающий муравья нарушает пять запретов, осу – шесть». Раши в своем комментарии приводит источник для всех этих запретов и объясняет, что в Торе есть восемь запретов, касающихся всех видов насекомых, водящихся на суше, в воде и воздухе. И как мы видим из примеров, приведенных Талмудом, одно существо может подпадать под несколько категорий. Также важно подчеркнуть насколько строго наказывается это, вроде бы незначительное действие, ведь получается, что запрет съесть одно насекомое в несколько раз строже, чем запрет съесть кусок свинины.

Тем не менее, несмотря на всю строгость запрета, можно встретить в еврейских книгах разных периодов, в основном в законодательной литературе, свидетельства о пренебрежительном отношении многих людей к этому запрету. Речь не идет об умышленном поедании блюд, состоящих из насекомых (не дай Б-г), ведь, как заметил р. Мойше Файнштейн, неприязнь к употреблению насекомых есть у всех народов, но особенность еврейского народа в том, что мы обязаны проверять еду и искать насекомых даже едва различимых глазу. К великому сожалению, именно в этом моменте часто встречается недостаточно серьезное отношение. Интересно заметить, что автор книги «При Хадаш» объяснял смысл многократного повторения запрета тем, что, поскольку насекомые встречаются в еде очень часто, избежать нарушения невозможно без тщательной проверки и необходимо особенно подчеркнуть строгость запрета, чтобы люди были расторопны и осторожны.

Во-вторых, есть еще одна важная деталь, которая усугубляет ситуацию – это то, что нарушение запрета Торы происходит даже в том случае, если существо имеет очень маленький размер, при условии, что на момент употребления оно сохранило цельный вид. Таким образом, может оказаться, что в одном плоде есть несколько таких насекомых, каждое из которых включает в себя несколько запретов и, тем самым, съев только один плод, человек нарушил десятки запретов Торы (не дай Б-г)! И здесь важно подчеркнуть еще один важный аспект. Обычно в смесях, где есть большинство разрешенного продукта и меньшинство запрещенного, которое неразличимо в нем, мы идем за большинством и разрешаем всю смесь. В случае же, если этим меньшинством является цельное насекомое, аннулирование не происходит и вся смесь запрещена.

Есть еще одна распространенная ситуация, когда насекомое не полностью затерялось внутри смеси, и есть возможность его извлечь. В таком случае, по мнению большинства мудрецов, тот, кто ест такую смесь, нарушает запрет Торы. Такую ситуацию Талмуд называет «запрещенное, который различим». Основная сложность здесь состоит в том, чтобы определить, в каком случае запрещенное считается различимым. Автор книги «Хохмат Адам» говорит, что даже в том случае, когда извлечение насекомого связанно с большими сложностями, и для этого надо внимательно перебрать все содержимое смеси, и даже, если запрещенное не различимо отчетливо, насекомое считается различимым и человек обязан удалить его из смеси.

Несмотря на то, что некоторые из более поздних законоучителей постановили, что в случае, когда насекомое с трудом заметно в смеси, аннулирование происходит, следует помнить о постановлении мудрецов о том, что цельное насекомое, даже полностью затерявшееся в смеси не аннулируется и вся смесь запрещена.

Законы, кратко приведенные в этой статье, сложны и требуют тщательного изучения, однако каждый человек должен помнить о строгости запрета на употребление в пищу насекомых. И тем более 15 Швата (Ту би Шват), когда употребление различных плодов (сушеных и свежих) носит характер общепринятого обычая, следует проявить особую бдительность и осторожность.


http://www.beerot.ru/?p=9613