Законы шмиты — 1 — Введение в законы шмиты

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

3487

Введение в законы шмиты

Наши мудрецы, благословенна их память, во многих местах обоих Талмудов (Вавилонского и Иерусалимского) говорят об особой любви к выполнению заповедей, связанных с Землей Израиля. Так, в трактате Сота Вавилонского Талмуда (14а) раби Симлай задает риторический вопрос: почему Моше-рабейну так хотел войти в Землю Израиля? Для того чтобы есть плоды, выросшие в ней, или насыщаться другими ее благами? Конечно же, нет. Вот что сказал Моше: «Выполнение многих заповедей, полученных сынами Израиля, возможно только в Святой Земле. Войти бы мне в эту Землю, для того чтобы иметь возможность выполнить их!» А в Иерусалимском Талмуде, в трактате Маасрот («Десятины», гл. 3, ал. 1) рассказывается о том, как раби Акива покупал несколько разных видов фруктов и овощей (хотя ему было достаточно одного из них) только для того, чтобы отделить десятину (маасэр) от каждого вида отдельно.

Великие мудрецы Торы, перед тем, как подняться в Эрец Исраэль из стран диаспоры, вновь и вновь проверяли, изучали и повторяли законы заповедей, исполнить которые в полной мере возможно только на Святой Земле. Речь идет о таких великих мудрецах, как автор известнейших сборников законов «Хаей Адам» и «Хохмат Адам», рав Авраам Данциг, его современник, ученик Виленского Гаона рав Исраэль из Шклова, позже – рав Авраам-Йешаяу Карелиц, автор многотомного сочинения «Хазон Иш», и многие другие. В результате подобной подготовки к переезду в Эрец-Исраэль были созданы такие великие труды, как книга «Шаарэй Цедэк» (рав Авраам Данциг), «Пеат а-Шулхан» (рав Исраэль из Шклова), многие важнейшие разделы в книгах Хазон Иша.

Тема шмиты – седьмого года, одной из заповедей, связанных с Землей Израиля – занимает важное и достаточно обширное место в иудаизме. Ей посвящены многие места ТаНаХа, Талмуда и Мидрашей, есть даже отдельный трактат – Швиит.

В Пиркей Авот сказано: «Изгнание послано за идолопоклонство, разврат, кровопролитие, а так же за несоблюдение законов субботнего года» (гл. 5). Идолопоклонство, разврат и кровопролитие – самые страшные нарушения Торы. Настолько страшные, что человеку вменяется в обязанность умереть, но не совершить их (тогда как другие заповеди, в случае, когда жизни человека или его ближнего угрожает опасность, необходимо нарушить, если нет в этом хилуль а-Шем). Возникает естественный вопрос: в чем причина столь строгого отношения к нарушению заповеди седьмого года? Почему это нарушение стоит в одном ряду с тремя самыми страшными грехами? Ответ на этот вопрос мы находим в одной из основополагающих книг иудаизма «Торат Коаним». Там в разделе «Бэхукотай» (2:9) сказано: «Я (Всевышний) сказал им (еврейскому народу), чтобы они сеяли шесть (лет) и оставляли землю под паром каждый седьмой год, чтобы они помнили: земля принадлежит Мне. Но они не исполнили это. Поэтому уйдут они с этой Земли, и она в покое будет в течение стольких лет, сколько субботних годов задолжали они Мне. Как сказано (Ваикра, 26:43): “И земля останется без них и взыщет с них свои субботние годы, а им придется искупать свой грех”». (Наш великий учитель и духовный наставник рав Ицхак Зильбер в одной из своих работ делает основательный расчет семидесяти лет, в которые не были соблюдены седьмые и юбилейные годы, за что пришлось заплатить семьюдесятью годами вавилонского изгнания). Из этого следует: соблюдение шмиты является демонстрацией того, что земля Израиля принадлежит Творцу. Поэтому-то и начинает Тора эту тему словами: «Когда войдете вы в землю, которую Я дарую вам, будет отдыхать земля во Имя Всевышнего». Если у земли есть хозяева, именно они решают, когда обрабатывать эту землю, а когда нет. Выполняя законы субботнего года, мы заявляем, что Б-г – властелин земли, и только Он решает все. А когда евреи не свидетельствуют своим поведением о господстве Творца над землей, тогда Творец Сам показывает всем, кому принадлежит земля, и изгоняет евреев с нее. (Автор «Сефер а-Хинух» так и объясняет смысл заповеди шмита: проникнуться осознанием, что Всевышний – единственный Хозяин мира. Автор книги «Акедат Ицхак», раби Ицхак Армаи пишет, что основа заповеди – не допустить, чтобы человек, являясь духовным творением, стал рабом земли.)

Согласно раву Ицхаку Нафхе стих из Теилим (103:20): «Благословляйте Б-га, ангелы Его, могучие герои, исполняющие волю Его, внимающие гласу Его», говорит о тех, кто соблюдает шмиту. Ведь Мишна в Пиркей Авот научила нас, что настоящим героем называется тот, кому удается покорить свое дурное начало. Поборол материю, выполнил заповедь Творца – герой. А если не одноразово, а в течение всего дня? А что, если неделю? Те, кто соблюдают шмиту – делают это целый год!!! И эти герои не спрашивают: «Что мы будем есть в будущем году, после того, как ничего не сеяли?» (Ваикра, 25:6). Они просто исполняют слово Г-спода. И благословение не заставляет себя ждать. Сфорно на недельную главу Беар пишет, что для тех, кто не задает вопросов, благословение — высшего уровня. Оно не количественное, а качественное. Формулировка Мидраша: «есть немного и насыщаться». На более низком уровне благословение проявляется в выгодных условиях поставщикам, скидках для потребителей и т. д. Тем, кто готов исполнять, но для душевного спокойствия должен получить уверенность (желательно, подкрепленную цифрами) в том, что все будет в порядке, Всевышний представляет «график прироста урожая» за год до шмиты – в три раза. Это тоже благословение, но только количественное: урожая много, но и усилий и затрат, соответственно, тоже. Сбор урожая, транспортировка, хранение, сбыт. Великий праведник и мудрец Торы, рав Мешулем Зюша из Аниполи, слова которого цитирует его брат рав Элимелех в своей книге «Ноам Элимелех», говорил, что благословение присутствует всегда для тех, кто внимает слову Его, исполняет волю Его. Тот, кто этого не чувствует и задает вопросы, своими сомнениями прогоняет благословение Творца. Именно для них нужно специальное благословение на трехкратный урожай. К слову, есть подтвержденные факты, согласно которым это благословение действует с поразительной точностью каждый раз в канун субботнего года для тех, кто соблюдает его законы.

Всем известно, что не только в год шмиты, но и в любое другое время фрукты, овощи и другие продукты питания растительного происхождения, даже если они абсолютно органические, и в них не входят никакие дополнительные компоненты и добавки, требуют строгого контроля в вопросах кашрута. Многие виды таких продуктов в разной степени могут быть подвержены наличию насекомых. От израильских продуктов растительного происхождения необходимо отделять коэнскую, левитскую и другие части – трумот и маасрот. В отношении многолетних культур необходимо выяснить, не являются ли они плодами первых трех лет – орла или плодами четвертого года после посадки или пересадки дерева – рэваи. От теста иногда необходимо отделять халу. Существуют ограничения в отношении использования свежего урожая злаковых культур до наступления третьего дня Песаха – запрет хадаш(он действует и за пределами Земли Израиля).

В последующих выпусках «Беерот Ицхак» будут приводиться статьи о величии и законах субботнего года. Из этих статей будет ясно, что не только владельцы садов и огородов и не только работающие на полях обязаны ознакомиться с этой темой. Во многих домах есть горшки и кадки с декоративными растениями, в отношении которых действуют законы шмиты. В обязанности субботнего года также входит заповедь о прощении долгов.

Особенные законы приняты в отношении сбора, переработки, сбыта, приобретения, потребления выросших в седьмой год фруктов, овощей, зелени, цветов и прочих растительных культур, так называемых «плодов седьмого года». Не отличаясь внешне, в ряде случаев они запрещены постановлением о сфихим – самосевках – однолетних культурах, выросших без участия человека. Согласно некоторым мнениям, плоды седьмого года запрещены, если их не позволяли собирать другим людям – шамур, или если их обрабатывали, нарушая законы года шмиты – нээвад.

В отношении границ Эрец-Исраэль, внутри которых действуют законы шмиты, так же существуют различные мнения. К плодам, выросшим в одном и том же месте, как, например, в поселении Ятвата, расположенному немного южнее Мертвого моря, согласно одному мнению, применяются законы седьмого года, а согласно другому, статус этих плодов – как выросших за границами Израиля. Так же и в вопросе о том, распространяются ли законы плодов седьмого года на плоды, выросшие в Земле Израиля на принадлежащих нееврею участках, существуют разные точки зрения авторитетов Торы.

Некоторые организации, контролирующие кашерность продуктов, придерживаются точки зрения, что временная продажа угодий нееврею на период седьмого года дает право обрабатывать землю и ухаживать за тем, что на ней растет, без всяких ограничений (так называемое «разрешение о продаже» – этэр а-мехира). Верно, что более ста лет назад, кода над жителями еврейских поселений Палестины нависла угроза голодной смерти, некоторые авторитетные раввины в разовом порядке и в виде исключения были готовы пойти на экстренный шаг и признать такую продажу действительной. Вместе с этим, уже тогда многие авторитеты Торы выступали против данного решения, а в последующие годы, когда опасность миновала, также и другиепоским – законоучители Торы – строго запрещают полагаться на этэр а-мехира и, соответственно, запрещают плоды, выращенные на основе такой фиктивной продажи. Многие великие знатоки Торы последних поколений объясняли, почему запрещено полагаться на этэр а-мехира. Если сказать коротко, то в современных условиях такая продажа является совершенно недействительной. Мы попытаемся сделать обзор этой темы, воспользовавшись в качестве основы статьей величайшего авторитета Торы нашего времени, рава Бен-Циона Аба-Шауля («Ор ле-Цион Швиит»).

Среди мудрецов-ришоним существует разногласие о соблюдении законов шмиты в наши дни. Согласно одному из мнений, Тора обязывает соблюдать заповеди седьмого года и в наши дни. Другие считают, что, пока все евреи не соберутся в Святой Земле, соблюдение законов седьмого года будет оставаться обязанностью, установленной мудрецами. В наше время закон совершенно однозначно установлен в соответствии с мнением подавляющего большинства, согласно которому в наше время шмитаявляется обязанностью, установленной нам мудрецами.

Проблема продажи земельных угодий невероятно остра еще и потому, что сам продажа земли Израиля нееврею строго запрещена Торой всегда, и не только в седьмой год. То, что мусульманское население, возможно, не считается идолопоклонниками, не влияет на данный закон. Поэтому ясно, что, зная об этом запрете, никто по-настоящему продавать свои земли нееврею не станет, и, соответственно, продажа является фиктивной. Даже если бы нашлись готовые совершить сделку вопреки запрету Торы, это бы не изменило статус проданных земель, и законы шмиты продолжали бы на них распространяться. Ведь согласно авторитетным мнениям на любой земельный участок Земли Израиля, даже если он принадлежит нееврею, распространяются законы седьмого года. И, хотя многие придерживаются той точки зрения, что на земли, принадлежащие нееврею, не распространяется святость Земли Израиля, следует учесть, что такой взгляд вызван стремлением облегчить нахождение евреев в Святой Земле. Даже эти раввины считают, что если бы не вынужденные обстоятельства, следовало бы установить закон в соответствии с мнением, гласящим, что святость Земли Израиля распространяется и на участки, принадлежащие неевреям. В любом случае, это облегчение в законе существует только тогда, когда земля реально принадлежит нееврею, но не в случае сомнительных сделок.

[В наши дни продажа земли в субботний год целиком и полностью является фиктивной. Она принципиально отличается от продажи квасного (хамца) перед Песахом. Человек, продающий хамец, действительно выводит его из своего владения: не пользуется им, не торгует им и т. п. Это доказывает серьезность сделки, которая осуществляется по всем правилам. Однако продающие землю полноценно пользуются ею в течение года шмиты! Еврей, к которому в Песах придет человек, купивший его хамец, и потребует покупку, безусловно, отдаст проданное имущество. Но разве кибуцы и мошавы, полагающиеся на этер а-мехира, реально отдадут принадлежащую им землю или часть урожая, если этого потребует покупатель?! Весьма сомнительно, что они вообще всерьез выслушают подобное требование. – прим. ред.]

Из сказанного становится ясно, что невозможно полагаться на этэр а-мехира. Земля в Эрэц Исраэль должна отдыхать и не обрабатываться, а то, что продолжает «само» на ней произрастать, должно быть доступно для собирания любому еврею, и запрещено этому препятствовать. Все ограничения в отношении продажи и использования урожая седьмого года в полной мере распространяются на урожай земельных угодий, проданных в соответствии с этэр а-мехира. Эти земли включены в постановление осфихим (самосевках), о котором будет рассказано ниже. Поэтому однолетние культуры, выросшие на таких угодьях, запрещены. Пользование посудой, в которой готовили овощи или зелень, выращенные запрещенным способом, разрешено только в случае большой необходимости.

Рав Бен-Цион Аба-Шауль завершает свою статью словами о том, что всякий, кто может предотвратить такого рода «продажу», а также обработку уже проданный земли, обязан это сделать, чтобы уберечь заблуждающихся от нарушения.

Исходя из вышесказанного, приобретая продукты растительного происхождения, необходимо быть уверенным, что они не были выращены в результате такой «продажи» земель.

Как уже упоминалось выше, согласно большинству мнений, повеления Торы о соблюдении седьмого года относятся только ко времени, когда все евреи находятся в Земле Израиля. Пока этого не произойдет, соблюдение законов шмиты является исполнением постановления мудрецов.

Законы шмиты можно разделить на три основные части:

шмитат карка [буквально – оставление земли] – то, что выросло в седьмой год, является эфкером – бесхозным. Далее, заповеданный «покой земли» – запреты и ограничения в обработке земли и уходе за сельскохозяйственными и садовыми культурами;

перот швиит – правила пользования тем, что выросло во время седьмого года;

шмитат ксафим – законы прощения денежных долгов, которые не были выплачены до конца седьмого года.

Заповедь о шмитат карка, как и некоторые другие обязанности, связанные с землей, действует только в Земле Израиля, а на страны диаспоры не распространяется. Особые законы по отношению к плодам седьмого года также распространяются только на плоды, выросшие в Святой Земле (об исключениях будет рассказано отдельно). Шмитат ксафим относится к разряду заповедей, не связанных с землей и распространяются также на диаспору.

Определить очередность того или иного года в семилетнем цикле довольно просто. Если числовое значение года делится на 7 без остатка, – значит, это год шмиты. Если же число, обозначающее «номер» года от сотворения мира, не кратно 7-ми, то остаток, который получается при его делении на 7, показывает порядковый номер данного года в семилетнем цикле. Так, например, 5774 при делении на 7 дает 824 и 6/7. Это значит, что текущий, 5774-ый год – является шестым в семилетнем цикле. Число, обозначающее «номер» следующего за ним, 5775-ого года, делится на 7 без остатка, значит, наступающий год будет годом шмиты.

До разрушения Храма законы шмиты вступали в действие за некоторое время до первого тишрея – начала нового года. Это называется «дополнение к седьмому году» – тосэфет швиит. В наши дни все запреты, в основном, вступают в действие с первого тишрея, кроме посадки плодовых деревьев, которая запрещена уже с шестнадцатого ава (за сорок четыре дня до наступления нового года). Согласно некоторым мнениям, посадку неплодоносящих деревьев необходимо завершить до шестнадцатого элуля, а однолетних культур – за три дня до начала года шмиты.

В праздничном кидуше Рош а-Шана – Нового года (как и во все еврейские праздники), произносится благословение Шэйехеяну – восхваление Творца, Который дал нам дожить до этого времени и соблюдать заповеди праздника. В начале годашмиты, произнося во время новогоднего кидуша благословение Шэйехеяну, следует иметь в виду так же и то, что мы удостаиваемся исполнять заповеди седьмого года.

Выше было упомянуто, что нарушение законов шмиты ведет к изгнанию из Земли Израиля. Верно и обратное: выполнение законов субботнего года делает наше пребывание в Святой Земле более уверенным и безопасным. Наши мудрецы говорят, что по истечении шмиты явится Машиах. Как понимать эту фразу? Ведь один из постулатов веры – каждый день ждать Машиаха! Можно объяснить это так. В заслугу соблюдения законов седьмого года, Всевышний обязательно пошлет нам Машиаха. Это можно подкрепить словами Талмуда (Шаббат, 118б), где сказано, что если будут соблюдены две субботы, сразу придет Машиах. Некоторые комментаторы говорят, что одна суббота – это седьмой день недели, а вторая – субботний год. Да будет угодно Творцу наше соблюдение заповеди шмиты, и чтобы в заслугу этого мы удостоились окончательного избавления!


http://www.beerot.ru/?p=4821