Законы шмиты — 3 — Плоды седьмого года — Часть 1

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

3036

Законы шмиты. Плоды седьмого года. Часть 1

Введение

В субботний год многие виды произрастающих в Земле Израиля культур приобретают статус «плодов седьмого года» – перот шмита. В отношении плодов и растений, освященных святостью седьмого года, существует целый ряд законов и постановлений:

отношение хозяев к плодам седьмого года должно быть как к плодам, не принадлежащим никому, – эфкер;

запрет сфихин;

запрет портить плоды седьмого года;

запрет вывозить плоды седьмого года за пределы Земли Израиля;

ограничения в купле-продаже плодов седьмого года;

обязанность биур.

Прежде всего, следует определить, какие плоды считаются «освященными» святостью седьмого года.

Святость седьмого года распространяется на растения, которые служат пищей человеку, предназначены в корм животным, служат сырьем для изготовления красок, свечей, кремов и косметики, используются в качестве благовоний. На деревья, которые пригодны только для отопления, а также на декоративные растения, не имеющие запаха, святость седьмого года не распространяется.

Является ли тот или иной растительный продукт плодом седьмого года, зависит от того, когда он рос. Существуют три группы растений, отличающихся друг от друга по принципу определения их принадлежности к году шмиты.

Овощи и зелень, которые были собраны во год шмиты, а также те, которые в течение шмиты полностью созрели, даже если были собраны в восьмой год, считаются плодами седьмого года. Обычно уже с начала года шмиты многие овощи и зелень, находящиеся на прилавках, являются плодами седьмого года, так как их собрали уже в седьмой год. Исключение составляют морковь, капуста, тыква, чеснок, лук, картофель и некоторые другие овощи, которые не сразу попадают на рынок.

Принадлежность к седьмому году плодов, растущих на деревьях, за исключением винограда и оливок, определяется временем образования завязи. Образование завязи согласно некоторым мнениям – это треть созревания плода. Согласно другим мнениям, это этап, когда после опадания цветков начинает быть виден плод. Если завязь образовалась в седьмой год, то и плоды считаются принадлежащими седьмому году. Поэтому обычно фрукты, которые находятся на рынке в восьмой год, являются плодами седьмого года.

Оливки и виноград – если достигли трети созревания уже после начала года шмиты, считаются «освященными» седьмом годом.

Принадлежность злаковых и бобовых культур к седьмому году определяется так же, как у оливок и винограда.

Существует особенный закон в отношении этрога: с одной стороны, его принадлежность к седьмому году зависит от времени образования завязи, как и у других фруктов. С другой стороны, в качестве устрожения, этроги, которые снимают с дерева в год шмиты, относят к плодам седьмого года, даже если их завязь образовалась до года шмиты.

Остальные цитрусовые, кроме этрога, как и все фрукты, считаются плодами седьмого года, если их завязь образовалась в течение года шмиты.

Чтобы определить, освящены ли плоды Земли Израиля святостью седьмого года, согласно мнению Бейт Йосефа, важно знать, кому принадлежат земляные угодья, на которых росли плоды. Если сад или поле принадлежат нееврею, то, даже если они находятся в границах Земли Израиля, у урожая, выросшего на них, нет статуса плодов седьмого года. Существует и другое мнение – мнение а-Мабита (автора книги «Бейт Элоким») и его великого сына Маарита, которые были величайшими мудрецами Цфата (и так же считал Хазон Иш), что если сад или поле находятся в Эрец Исраэль, кем бы ни был их хозяин, – плоды, выросшие на них, освящены святостью седьмого года. Как в любом вопросе, по которому не принят определенный закон, и некоторые руководствуются первым мнением, а некоторые – вторым, каждому необходимо выяснить у своего раввина, какой путь следует выбрать. В том случае, когда хозяин дома поступает согласно первому мнению, а его гость – согласно второму, то перед тем, как подать к столу плоды, которые выросли на поле нееврея в Израиле в седьмой год, хозяин обязан предупредить об этом своего гостя.

Подобно тому, как законы шмитат карка распространяются только на Эрец Исраэль, так же и святость плодов седьмого года может быть только на плодах, выросших в Земле Израиля. На восточном берегу реки Иордан, в месте наделов колена Реувена, Гада и части колена Менаше, также действуют законы седьмого года.

В Сирии – в месте, завоеванном царем Давидом и частично получившим статус Святой Земли, – мудрецы Торы ввели законы седьмого года, но только на земельных участках, принадлежащих евреям. На сады и поля, хозяева которых – неевреи, законы седьмого года не распространяются. С этим согласны также и те, кто считает, что в Израиле даже на земле, которой владеет нееврей, действуют законы шмиты. Постановление относительно сирийских земель было принято мудрецами, чтобы у евреев, живущих в Израиле, не возникло соблазна перебраться в Сирию, освободив себя тем самым от обязанностей седьмого года.

Урожай плодов, освященных святостью седьмого года, запрещено собирать обычным способом. Собирать урожай разрешено лишь в небольших количествах.

Выжимание сока, помол муки и прочие действия по переработке плодов седьмого года должны отличаться от переработки плодов, не освященных святостью шмиты, как количеством перерабатываемого продукта, так и производственным процессом.

Отказ от владения плодами седьмого года

Одна из заповедей субботнего года – отказ от владения плодами, освященными святостью седьмого года, – так, чтобы любой желающий мог зайти на поле, в сад или в огород и сорвать эти плоды. К овощам и зелени хозяин начинает относиться как к бесхозному имуществу – эфкеру – уже с начала года шмиты. Плоды дерева становятся эфкером со времени образования завязи в седьмой год. Помимо того, что хозяин земельного участка, на котором произрастают плоды седьмого года, обязан относиться к ним, как к эфкеру, желательно, чтобы он в присутствии трех евреев заявил о том, что эти плоды никому не принадлежат.

Плоды, на которые святость седьмого года не распространяется, остаются в полном владении хозяев. Тот, кто заходит в сад, огород или на другой земельный участок собирать плоды–эфкер, должен следить за тем, чтобы не брать плоды, на которые не распространяются законы седьмого года, так как они являются собственностью хозяина участка, а также не портить само дерево, на котором растут освященные плоды.

Хотя земля и деревья не становятся эфкером, все же хозяин должен предоставить свободный доступ к фруктам и овощам, даже если для их сбора необходимо проходить по принадлежащей ему территории или залезать на находящиеся в его владении деревья. Поле или сад должны оставаться открытыми на протяжении всего времени сбора плодов.

Хозяин земельного участка, который относится к плодам седьмого года как к своей собственности, препятствуя другим собирать их, нарушает закон. Специальным постановлением мудрецы Торы запретили приобретать плоды у такого землевладельца.

Препятствовать сбору плодов запрещено, только когда пришедший собирать – еврей. Хозяин поля, который не позволяет нееврею зайти на участок и собирать плоды, не нарушает закон. Он вправе запереть ворота земельного участка, но обязан повесить табличку, в которой будет указано, что плоды – эфкер, и желающий их собирать может получить ключ по такому-то адресу. Можно воспользоваться данным разрешением также, если хозяин предполагает, что иначе саду может быть нанесен значительный ущерб, например, в него могут зайти животные. Табличка должна находиться на видном месте, чтобы любой мог ее увидеть и прочесть текст.

Плоды–эфкер разрешено собирать всем, включая хозяина земельного участка, но только в таком количестве, которое нужно собирающему и его семье на ближайшие дни. В случае если было собрано большее количество плодов, чем разрешено, постфактум они разрешены.

Плоды, растущие на земельных участках, принадлежащих нееврею, не становятся эфкером, поскольку на неевреев не распространяется заповедь шмиты. Поэтому запрещено их срывать без разрешения хозяев.


http://www.beerot.ru/?p=5307