Уважаемые читатели! В преддверии Йом Кипура, когда мы будем упоминать в молитве о том, что тшува, молитва и добрые дела отменяют суровый приговор, предлагаем вашему вниманию два рассказа от мудреца и праведника, нашего учителя рава Шалома Швадрона, связанные с этими понятиями.
Заслуга заповеди, которая помогла сделать тшуву
Один человек в юности пережил Вторую Мировую Войну и все ужасы лагерей смерти, и после этого полностью оставил соблюдение заповедей, вплоть до того, что даже перестал поститься в Йом Кипур. Однажды после Йом Кипура ему приснился его погибший отец, и рядом с ним – мальчик лет тринадцати. Отец обратился к нему: «Сын мой, ты сошел с пути настолько, что даже не постишься в Йом Кипур. Знай, что за это полагается карет (отсечение души); если ты не сделаешь тшуву – не доживешь до конца этого года!» Проснувшись, сын не придал значения этому сну, но он повторился на следующую ночь, и на третью… Молодой человек решил, что причина этих снов – нервное напряжение, в котором он пребывал в последнее время, и что ему стоит сменить место проживания. Он отправился ночевать к приятелю, и там, действительно, не видел таких снов. Пробыв там неделю, он решил, что напряжение уже прошло, и можно вернуться домой.
Подходя к дому, он заметил, что в окне горит свет, и удивился – насколько он помнил, уходя, он все выключил. Он открыл дверь и, к ужасу своему, увидел в комнате… своего отца вместе с тем же мальчиком. Отец строго сказал ему: «Я прихожу последний раз. Сделаешь тшуву – хорошо, не сделаешь – умрешь!» И они исчезли…
Это видение глубоко потрясло и испугало сына. В то время, после знаменитого визита Бен Гуриона к Хазон Ишу, слава Хазон Иша широко распространилась в народе, и многие стремились с ним встретиться. Молодой человек тоже решил спросить совета у Хазон Иша. На следующий день он поехал в Бней Брак.
Увидев его, Хазон Иш тут же сказал: «А, это ты ел в Йом Кипур? Твой отец уже приходил ко мне…» Молодой человек разрыдался и только и смог произнести: «Я сделаю тшуву!». Хазон Иш спросил: «Благодаря какой особой заслуге ты удостоился такого предупреждения?» Тот подумал и ответил: «Я даю много денег беднякам и помогаю им». Но Хазон Иш не счел это достаточным и предложил вспомнить, не совершил ли он когда-либо что-нибудь особенное. Молодой человек долго думал и вдруг вспомнил.
Дело было в начале нацистской оккупации их местечка. Евреев еще не загнали в гетто, но все боялись выходить из домов – это было смертельно опасно. Неподалеку от местечка была небольшая деревня, где жила сестра этого юноши. В те дни у сестры умер ребенок. В деревушке не было еврейского кладбища, а отец юноши настаивал на том, чтобы похоронить внука по еврейским законам. Несмотря на опасность, отец попросил сына пойти ночью в дом сестры, забрать тело ребенка и принести на кладбище, где сам отец в это время выкопает могилу. «Я послушался отца, – продолжал молодой человек, – и отправился в дорогу, весь дрожа от страха. Каждое дуновение ветра, каждое движение ветки пугало меня, и я думал, что вот-вот умру, но я продолжал свой путь, напоминая себе, что выполняю важную заповедь – захоронение умершего и почитание отца. Я дошел до сестры, взял тело ребенка, пришел на кладбище, где отец ждал меня, и мы совершили похороны по-еврейски…».
Выслушав рассказ, Хазон Иш сказал: «Этот ребенок – и есть тот мальчик, который приходил с твоим отцом, и именно в заслугу этой заповеди твой отец пришел предупредить тебя и заставить совершить тшуву!»
Спасение благодаря чтению Теилим
Эту историю рассказал раву Швадрону рав Барух Ядлер, который слышал ее из первых уст.
Рассказчик в молодости был мобилизован в царскую армию (дело было во время Первой Мировой Войны) и дослужился до офицерского звания. Накануне страшного решающего сражения, после которого должны были остаться в живых не больше десяти процентов солдат, все ждали приезда генерала, чтобы тот произнес речь перед воинами, идущими в бой.
В ожидании генерала подошло время Минхи, и рассказчик решил, что перед лицом такой опасности стоит как следует помолиться. Он отошел в сторону, нашел тихое местечко и принялся молиться вслух, с большим чувством. В это время как раз появился генерал и увидел, как тот молится. Это очень рассердило генерала, и он тут же распорядился отдать еврея под трибунал как офицера, оставившего свою часть.
Когда начался суд, еврей подумал: что я смогу сказать им, чтобы доказать свою невиновность? И кто вообще будет меня слушать? Суд по законам военного времени короткий, и наказание за «дезертирство» одно – смерть. А если неважно, что он скажет, то терять нечего – и он решил читать Теилим. И во время суда на все вопросы отвечал строками из Теилим. Так его допрашивали четверть часа, после чего решили, что он сошел с ума, и отправили в психиатрическую больницу. Там он провел несколько недель, пока однажды не появился врач, который обследовал его, пришел к заключению, что он здоров, и выписал… домой.
Так благодаря молитве и чтению Теилим, еврей был избавлен и от службы в армии, и от военного суда.
Перевод – М. Климовская.