Трубление в шофар

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

3651

Сказано, что все то время, когда не трубят в шофар, Всевышний восседает на троне суда. Когда же Он пересаживается на трон милосердия? Когда евреи начинают трубить в шофар! Так говорит мидраш (Ваикра Раба, 28): «Сказал раби Йеуда от имени раби Нахмана: в час, когда сыны Израиля берут в руки свои шофары, качество милосердия превозмогает над качеством суда, и Всевышний встает с трона суда и пересаживается на трон милосердия. И когда все это происходит? В седьмой месяц, месяц Элуль». Продолжает мидраш. «Но разве только народ Израиля умеет трубить в шофар, разве не умеют трубить в рог народы мира? Сколько рогов  для трубления есть у них, сколько труб, а ты говоришь так, как будто только народ Израиля умеет трубить в шофар?! Это верно, что и у народов мира есть трубы и шофары, но только народ Израиля умеет искушать Всевышнего звуком шофара».

Сказано в трактате Рош а-шана (16): «Сказал раби Авау: почему трубят в бараний рог? Потому что Всевышний сказал нам: “Трубите в бараний рог, чтобы вспомнил Я вам заслуги Ицхака сына Авраама, и это будет засчитываться Вам, как будто вы принесли себя в жертву передо Мной”».

Эта Гемара требует толкования, так как непонятно: как то, что мы просто слышим голос шофара, сравнивается с заслугой жертвоприношения Ицхака? Разве лежали мы связанными на жертвеннике, и разве подставили мы шею свою под нож? Говорит Мидраш Танхума (Ваэра, 23): «Сказал Авраам: Владыка всего мира! Знаешь Ты, что мне было что ответить на приказ принести сына моего Ицхака в жертву. Ведь только вчера сказал Ты мне: “…ибо в Ицхаке наречется род тебе”, а теперь Ты говоришь мне: “возьми сына твоего… и принеси его там во всесожжение, на одной из гор, о которой Я скажу тебе”, и я не возразил и выполнил приказ. Поэтому прошу я, чтобы вспомнил Ты это сынам Ицхака. Когда будут грешить они и попадут в беду, то пусть в заслугу жертвоприношения Ицхака, будет считаться, что пепел Ицхака как будто бы находится на жертвеннике, и прости сынов его и их грехи. Ответил ему Всевышний: “Ты произнес слова свои, а теперь Я отвечу тебе. В будущем сыны Ицхака согрешат  предо Мной, и Я буду судить их в Рош а-Шана. И когда попросят они, чтобы вспомнил Я им заслуги праотца Ицхака, то пусть трубят они в шофар. Спросил Авраам: А что такое шофар? Ответил ему Всевышний: Повернись и посмотри на барана, запутавшегося в кустах».

Что же такого включает в себя шофар, что избавление народа Израиля зависит от трубления в него?

РаН (выдающийся комментатор Гемары рабейну Нисим) на трактат Рош а-Шана приводит порядок событий в шестой день мироздания, первого Тишрея, когда был создан первый человек – Адам. В первый час дня появился замысел Всевышнего о создании человека. Во второй час – посоветовался об этом с ангелами, в третий час собрал прах со всех концов земли, в четвертый – добавил в собранную землю воды, в пятый час была произведена материя, в шестой час из материи был сделан голем (тело). В седьмой час Всевышний вдохнул в него душу, а в восьмой час ввел его в Ган Эден. В девятый час ему было приказано не есть от дерева познания, на десятый час он согрешил, съев запретный плод, а в одиннадцатый час Всевышний судил Адама. В двенадцатый час был вынесен оправдательный приговор.

Сказал Всевышний Адаму: «То, что произошло сейчас с тобой, будет знаком для твоих потомков. Как ты стоял предо мной на суде в этот день и получил оправдательный приговор, так и твои потомки каждый год в этот день будут представать предо мной на суде, и Я буду смягчать им приговор». Очевидно, что слово нешама, душа, происходит от слова нешима – дыхание. И действительно, так определяют, жив человек или умер: подносят перо к его носу, и если перо движется от воздуха из дыхательных путей, то этот человек считается живым, какой бы безнадежной ни была полученная им травма.

Однако рав Хаим из Воложина в книге «Нефеш а-Хаим» (3:15) поясняет, что если мы скажем, что нешама у человека называется так, потому что он дышит, то тогда мы будем вынуждены признать, что и у животных есть нешама, человеческая душа, потому что и они дышат. Поэтому, поясняется там дальше, душа человека называется нешама, потому что сам Всевышний вдохнул от себя в Адама душу, которая включала в себя все существующие сегодня души.

Пишет «Шем ми-Шмуэль» (выдающийся хасидский наставник – рав Авраам Бронштейн из Сохачева): «Сказал мне отец, что шофар в Рош а-Шана имеет связь с тем, что сказано о первом человеке, когда сам Всевышний вдохнул в Адама душу, а каждый, кто вдыхает в кого-то – вводит в него часть себя. И я уже пояснял в другом месте (в главе Беаалотха), что, когда трубят в шофар, то это сам Всевышний трубит в шофар. Как сказано в мидраше Сифри: “Кто трубит в шофар? Сам Всевышний трубит в шофар”. Поэтому, когда мы берем в руки шофар и начинаем трубить, мы возвращаемся к самому началу зарождения человечества, когда Всевышний, создавая человека, вдохнул в него душу и оставил в нем часть себя».

Мера милосердия Творца – источник жизни в этом мире, который не может существовать только по мере суда. Когда мы трубим в шофар, и Всевышний трубит в шофар – это дает нам новое дыхание жизни, основа которой – милосердие.


http://www.beerot.ru/?p=5630