Элуль — подготовка к Дням суда

Дата: | Автор материала: Рав Йосеф Овадья Зарудинский

2216

Красноречивый намек на суть месяца Элуль мы находим в самом его названии:

אני לדודי ודודי לי אלול

«Я – моему возлюбленному, а мой возлюбленный – мне» (Шир а-Ширим, 6:3). Действительно, Элуль – это месяц особой близости к Б-гу, когда раскаяние и молитва угодны Ему и имеют большую силу. Это дает нам уникальную возможность подготовиться к предстоящим Дням суда – Рош а-Шана и Йом Кипур – и удостоиться быть записанными в Книгу жизни.

Однако не секрет, что зачастую эти дни воспринимаются многими без особого энтузиазма, и даже с некоторым неприятием. Как выразился один молодой человек: «Если бы можно было перескочить через Грозные дни сразу к Симхат Тора – было бы хорошо!» (Суждение само по себе ошибочное, ибо радость души в Симхат Тора зависит от ее очищения в Дни суда).

В чем же причина такого странного отношения? Зачастую приходится слышать примерно следующее: «Ну разве могу я что-то в себе изменить? Пробовал не раз – и ничего не получается. Да, Грозные дни обязывают к самоанализу и раскаянию, но я на это просто не способен!» Выходит, что нас удерживает от работы над собой скептицизм относительно ее результатов. Но давайте задумаемся: за, казалось бы, оправданным скептицизмом-пессимизмом на самом деле кроется нечто иное. Мы попросту не готовы что-либо менять в своей жизни, и потому пытаемся правдами и неправдами оставить все как есть, действуя по сомнительному принципу: «Если пьянство мешает работе – брось работу!»

Однако не стоит унывать! Проблема не нова. Уже Рабейну Йона в своем фундаментальном труде «Шаарей Тшува» посвящает целую главу (вторую) факторам, способным побудить человека к раскаянию. Выходит, что без такого «пробуждающего» толчка, тшуву действительно сделать очень тяжело. Поэтому, в первую очередь, следует выяснить, какой же «пробуждающий» фактор должен дать нам импульс к самоанализу в месяц Элуль. Ответ на этот вопрос мы находим в письмах рава Исраэля Салантера (письмо 7): «Конечно же, шофар! Для того ведь и постановили трубить в него весь месяц: «Разве протрубит в городе шофар, а народ не устрашится?» (Амос, 3)». Шофар напоминает нам о приближающихся Днях суда, и потому имеет силу сдвинуть нас с места!

Но разве такой слабый толчок может заставить человека кардинально изменить себя? На практике мы видим, что многие евреи прилежно слушают шофар весь месяц Элуль, и это никак не мешает им оставаться такими же, какими и были. Этому вопросу рав Исраэль тоже уделяет внимание (там же): «Разумеется, один лишь звук шофара можно считать лишь слабым импульсом, но если мы его грамотно используем, то сможем свернуть горы!» Каким образом?! «Если встретил тебя этот гадкий (йецер а-ра, дурное начало) – тащи его в бейт-мидраш. Если каменный он – рассыплется, если железный – расплавится» (Кидушин, 30б). Все, что от нас требуется – притащить этого негодяя (йецер а-ра, а именно – себя любимого) в бейт-мидраш! Для этого, как утверждает рав Исраэль, пробуждения звуком шофара вполне достаточно. А уже там, в бейт-мидраше, судьба нашего дурного начала разрешится в нужном направлении!

Но неужели все так просто? Разве человек, который учит Тору, полностью свободен от дурного начала? Разве такое вообще возможно? Чтобы ответить на эти вопросы, воспользуемся цитатой из книги «Эмуна Увитахон» («Вера и упование») нашего великого учителя Хазон Иша (гл. 3, 7). В ней он подробно объясняет, какое влияние на человека имеет изучение Торы: «Усердие в Торе обладает способностью очистить душу, сделав ее утонченной и сверкающей, вдыхает в него прекрасное чувство чистоты и святости, и вместе с этим укореняет глубоко в сердце отвращение к праздному веселью и пустым наслаждениям. Кроме того, усердное изучение Торы порождает безграничную любовь и готовность к самоотдаче ради исполнения всех деталей изучаемого закона, и внутренний голос подскажет ему (человеку), что ради этого (изучения и исполнения Торы) он и был создан».

Как видим, изучение Торы действительно коренным образом меняет человека, делает его более возвышенным духовно и преданным Торе. Как следствие, он становится уже менее подвержен всем тем соблазнам, которые нас окружают. Это и имели в виду наши мудрецы, говоря о победе над йецер а-ра!

Однако есть одно условие, подчеркнутое в словах Хазон Иша: учеба должна быть усердной, а именно – углубленной с целью правильного и детального понимания изучаемого материала.

Вернемся к вопросу, который мы подняли в начале нашей статьи: реально ли вернуться к тшуве в преддверии Грозных дней – грехов ведь так много, а времени и желания так мало? Ответ: да, ведь от нас требуется совсем немного: тот слабый позыв совести, пробужденный звуком шофара. направить в нужное русло. Отыскать возможность для регулярного и серьезного изучения Торы и стараться исполнять то, что выучили. Это и будет нашим первым и важнейшим шагом к полному искуплению.


http://www.beerot.ru/?p=17539