С Б-жьей помощью Нисан 5779
Дорогие друзья! Шалом Вам и благословение!
Прежде всего, я бы хотел поблагодарить вас за участие в программе помощи на Пурим. Ваши отзывчивые сердца, объединенные любовью к нашему народу, принесли радость многим десяткам замечательных семей, и помогли как-то завершить длинную зиму високосного года. Огромное спасибо!
В начале законов Песаха (Шулхан Арух, 429) приводится обычай, который стал законом о помощи нуждающимся на Песах — Кимха де-Писха.
Самое простое понимание этого обычая — необходимость и обязанность позаботиться о том, чтобы каждая еврейская семья встретила праздник со всем необходимым – как бней хорин, свободные люди. Сегодня, когда расходы на Песах очень высоки, многим семьям нужна помощь не только на покупку мацы и вина. Поэтому потребность в помощи сейчас велика как никогда. Многие семьи, в течение года более-менее сводящие концы с концами, перед Песахом оказываются в тяжелом положении. Поэтому число семей, которые нуждаются в помощи на Песах, многократно больше…
Размеры минимальной ощутимой помощи – от 500 до 1500 долларов на семью! Нам необходимо помочь, по крайней мере, больше, чем пятидесяти семьям!
Безусловно, сказанного достаточно, чтобы отзывчивые еврейские сердца приложили максимум усилий в стремлении помочь.
Однако у этого есть и дополнительный смысл. Приводится в книге «Зоар», что выход из Египта произошел в заслугу праотца Авраама, который, как известно, был столпом качества хесед в нашем мире. В книге Йешаяу (1:27) сказано о грядущем освобождении, что Сион (т. е. Иерусалим) будет искуплен правосудием, а возвращающиеся в него — благотворительностью (цдакой).
У наших мудрецов мы находим, что в Нисане мы будем окончательно освобождены. Безусловно, Машиах может прийти каждый день. Мы верим в это и ожидаем его. Однако есть время, когда это может произойти с большей вероятностью. Так же, как выход из Египта был в заслугу хеседа Авраама, так и будущее избавление произойдет в заслугу нашей цдаки.
Во время чтения Пасхальной Агады мы говорим такие слова: «Каждый, кто голоден, пусть придет и ест!» К кому обращены эти слова? Наши гости уже здесь, а голодные на улице нас не слышат! В иудаизме нет места пустым фразам и громким лозунгам. Если мы что-то говорим или провозглашаем, мы действительно имеем это в виду. Что же мы провозглашаем в начальных строках Агады? Мы говорим: «Каждый, кто голоден, пусть придет и ест» с чистым сердцем, так как до этого мы по-настоящему позаботились об этом.
Нисан, месяц освобождения, следует за Адаром — также месяцем освобождения. Пишет Раши, что увеличение радости с начала Адара включает в себя также и радость Нисана. Радуясь вместе с нашими семьями и помогая обрести радость другим, мы способствуем грядущему освобождению.
Дай Б-г всем нам — всему нашему народу — удостоиться в заслугу цдаки увидеть воочию исполнение того, что сказано в Агаде: «В следующем году — в Иерусалиме»!
Надеюсь, что Всевышний услышит наши каждодневные молитвы, вернет Шехину в отстроенный Иерусалимский Храм, и весь народ соберется вместе в нашем святом городе на Песах, и на наших пасхальных столах вместо зроа будет блюдо с пасхальной жертвой!
Кашерного и радостного Песаха всем вам и всему нашему народу!
Игаль Полищук