Ликуйте в Симхат Тора

Дата: | Автор материала: Рав Шалом Ноах Березовский

2746

Известна особая святость дня Шмини Ацерет, времени высшего единения Творца и народа Израиля. Нужно разобраться, почему этот день был установлен для Симхат Тора, когда евреи радуются Торе, завершают ее изучение и вновь начинают, с воодушевлением и обновлением.

Последняя глава Пятикнижия начинается словами (Дварим, 33:1): «И вот благословение, которым Моше, человек Б-га, благословил сынов Израиля перед смертью. Он сказал: Г‑сподь от Синая пришел и засиял им Его свет от Сеира, явился от горы Паран». Что означает «человек Б-га», которым здесь – и только здесь – назван Моше Рабейну? И почему Тора не переходит сразу к благословению колен Израиля – «пусть живет Реувен… а это Йеуде…» – а говорит о Синае?

В действительности, прежде чем благословить каждое колено отдельно, Моше дает браху всему народу, каждому еврею. Значение ее таково: даже если человек не удостоился за счет своих деяний, он получает благословение потому, что связан с Творцом и угоден Ему, – а это все, что нужно для блага. А благословить Израиль так Моше мог в силу того, что был «человеком Б-га», то есть постоянно был прилеплен к Всевышнему, и этим качеством наделил евреев, указал им путь для неразрывной связи с Творцом.

Этот путь изложен в упомянутых стихах: еврей связан с Торой и через это – с Г-сподом. Об этом говорит «Зоар»: Всевышний, Тора и Израиль – это единое целое. Торе соответствует третья буква в Имени Творца, буква ו (вав), связывающая буква, она объединяет верхнюю и нижнюю буквы ה, эй, то есть Творца и Его народ.

Талмуд (Таанит, 5б) говорит, что «Яаков не умер». От имени учеников Бааль Шем Това у нас есть такое объяснение. В каждой высокой ступени и достоинстве присутствует элемент смерти, возможность утраты человеком его уровня. Но аспект Яакова – это Тора, как сказано: «Дай истину Яакову», и в ней нет места смерти. Еврей, даже в тяжелом состоянии, даже растеряв все свое духовное достояние, сможет продержаться силой Торы, приближающей его к Творцу в любой ситуации.

Моше разъясняет нам пути близости к Творцу через Его Тору. Первое – это Синай: Всевышний дал Тору на самой низкой горе (см. Сота, 5а), ибо лишь человек скромный, далекий от гордыни и раздувания собственной значимости может по-настоящему удостоиться света Торы.

Далее упоминается Сеир, удел потомков Эсава. Мидраш рассказывает, что Всевышний предложил им Тору, и то, что помешало – их неготовность исполнить «Не убивай». Это было для них самым сложным в Торе, если бы Эсав смог удалиться от кровопролития, то был бы способен исполнить всю Тору. «Не убивай» – это корень всех черт характера, определяющих поведение человека по отношению к другим. Само убийство – предел падения в этом отношении, но сюда же относится и оскорбление ближнего, когда его позорят прилюдно (он бледнеет или краснеет – позорящий проливает его кровь). И тот же аспект присутствует в любой боли и в любом ущербе, которые причиняют злоязычие и недозволенные речи. Десять Речений обращены ко всему Израилю, и к Моше тоже: и ему на его высочайшем уровне приходилось распознавать тончайшие различия между достойным и непозволительным. Свет, засиявший нам «от Сеира», показывает великую значимость свойств души в области человеческих взаимоотношений – они делают человека пригодным для прилепления к Торе, а посредством этого – к близости к Творцу.

Так же поймем, что мы учим «от Парана», от сынов Ишмаэля. Для них непреодолимым препятствием было «Не прелюбодействуй», и преодоление себя в этом может послужить ключом к Торе. Распущенность может проявляться в разврате, а может – в вещах, ведущих к нему, в недостатке скромности. Возвышенные люди освящают себя в разрешенном, и эта святость – самостоятельная ступень на пути приобретения Торы и близости к Творцу.

Сказанное далее «Пришел в сопровождении десятков тысяч святых ангелов» указывает, что человеку, трудящемуся над Торой, посылаются в помощь ангелы и срафим. Так написано в святых книгах: слово גמרא – Гмара (общепринятое название Талмуда) – это аббревиатура имен Гавриэль, Михаэль, Рефаэль, Уриэль. Эти высшие ангелы приходят, чтобы помочь человеку, который вкладывает свои силы в Тору. Получение Торы – на все времена, и то, что происходило на Синае, имеет место и по сей день – для еврея, стремящегося приобрести ее мудрость.

«Из десницы Его – огонь закона им». В святой Торе есть сила пламени, как сказано: «Вот же, все слова Мои – как огонь, сказал Г-сподь». И в Теилим (97:3,4): «Огонь перед Ним пойдет и выжжет врагов вокруг. Его молнии осветят мир, увидит и затрепещет земля». Мой наставник, автор «Бейт Аарон» говорил: первые буквы слов «молнии осветят мир, увидит и затрепещет» (беракав эиру тевель раата ватахель) образуют слово бе-Тора: есть в Торе святой огонь, выжигающий скверну, нечистые оболочки и темные побуждения, отделяющие человека от Творца.

«Любит Он народы, но святые Его – в Его руках». Согласно объяснению, данному святым старцем из Ляхович к стиху «Г-сподь в Ционе велик, возвышен над всеми народами». По гиматрии «Цион» равно «Йосеф», который соответствует атрибуту йесод. Величие Б-жественности раскрывается там, где еврей освящает себя осторожностью в атрибуте йесод, отражающем то, как человек воплощает себя в мире, в частности, в отношении продолжения рода. Эта святость «возвышена над народами»: все свойства души и атрибуты весьма важны, но святость в повседневности – превыше всего. «Любит Он народы», все хорошие черты угодны Творцу, но святые – те, кто как следует бережет свою святость в аспекте йесод – на особом счету: в руках Его, они способны прилепиться к Торе на наивысшей ступени. Перед таким человеком открываются все врата Торы, так он приближается к Всевышнему. «Они сбивают ноги, носят Твои слова» – ломая и подавляя свои привычки (эргель, привычка, близко по звучанию к словурегель, нога), они становятся достойны носить в своем разуме и устах Твои слова; их разум, сердце и уста раскрываются для Торы и молитвы.

«Тору заповедал нам Моше, она наследие общины Яакова». «Читай не “наследие” (мораша), а “невеста” (меораса)» – связь еврея с Торой должна быть подобна помолвке, Тора должна стать частью его самого, его жизни.

«И будет в Йешуруне Царь, при собрании глав народа, всех колен Израиля вместе». Раши говорит, что Царство Б-га раскрывается, когда в народе царит единство, а не раздоры. И об изучении Торы сказали мудрецы: «Меч на бадим, и оглупеют» – меч на головы тех, кто изучают Тору поодиночке (бад бе-вад)», и еще: «О том, кто из синагоги (дома собрания) идет в бейт-мидраш, говорит стих: “Пойдут от доблести к доблести, предстанет перед Б‑гом в Ционе”». Когда учатся в хевруте и среди других учащихся, достигается особый уровень раскрытия Шхины.

Вот благословение, которое дал Моше всему нашему народу: быть с Торой и – поэтому – со Всевышним. Только после этого распространится на них благословение – и затем Моше дал браху каждому колену.

В Шмини Ацерет, день единения Творца и народа Израиля, «тот, кто сидит у Царя во дворце, может просить его обо всем», как пишет «Зоар». Как же нам, погруженным в материальность, прилепиться к Творцу? Поэтому в этот день евреи собираются вместе вокруг Свитка Торы, танцуют и радуются, и каждый, когда держит Свиток, обещает благие обещания. И силой Торы мы достигаем уровня «сидящих у Царя». Обучает нас Тора: вот – врата для человека, стремящегося быть ближе к Творцу весь год; это буквавав, объединяющая его с Небесами. Прилепленность к Торе – источник благословения и в материальном, и в духовном; она открывает нам врата мудрости и молитвы.

Перевод – рав Ш. Скаржинский, подбор материала – рав И. Д. Фалик


http://www.beerot.ru/?p=28718