Кадход — самый драгоценный камень на земле — Афтара главы Реэ

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1490
сердцем

В афтаре недельной главы Реэ читается отрывок из книги Йешаяу (54:11-55:5).

Это третья из семи афтарот утешения, которые принято читать в общинах Израиля, начиная с шаббата после девятого Ава и до Рош а-Шана.

В видении о времени перед приходом окончательного избавления Йешаяу пророчествует о жажде и голоде в среде народа Израиля. Но не о жажде и голоде к воде и пище говорит пророк, а о стремлении к духовному. В то время распространится мудрость Всевышнего, и все евреи станут учить Тору из Его уст. Это окажет влияние на народы мира, которые признают народ Израиля как главного носителя идей Творца. Всевышний заключит завет любви со своими сыновьями, а Машиах будет поставлен управлять всем миром.

«И украшу Я (драгоценным камнем) кадходом окна (крепостные стены — Рашбам) твои, а ворота – карбункулами, и все пределы твои – дорогими камнями» (Йешаяу, 54:12).

Приводится в трактате Бава Батра (75а): «”И украшу я кадходом окна твои…”. Сказал раби Шмуэль бар Нахмани: “Два ангела, Гавриэль и Михаэль, спорили на небесах о том, что это за камень упоминается в стихе. Также говорят, что по этому же вопросу спорили два аморы из земли Израиля – Йеуда и Хизкия, сыновья раби Хии. Один утверждал, что это оникс, а другой – что это яшма”. Тогда сказал им Всевышний, что пусть будет как говорил этот и как этот — кадход». [Кадход (כדכד) образуется от арамейского слова כדין — «как это мнение», и וכדין — «и как это мнение»].

Маарша поясняет, что под кадходом пророк подразумевал драгоценный камень, который будет так сильно светить, что больше не будет необходимости в солнечном свете. Окна тогда останутся лишь для того, чтобы впускать воздух.

А два аморы спорили о том, оникс это или яшма. И это последние камни в четвертом ряду эфода первосвященника. Спор их был о том, какой природы будет свет в последнее, четвертое избавление. Будет ли это свет оникса – камня Йосефа, или же яшмы – камня Биньямина. Маарша говорит, что это намекает на то, что в начале избавления будет свет Израиля – Машиах, сын Йосефа, и свет Иерусалима, находящегося в уделе Биньямина.

Добавляет рав Йонатан Эйбешиц, что Йосеф смог превозмочь свое дурное начало, с честью выйдя из испытания с женой Потифара. И в этом главная сущность и влияние света его камня, оникса. Биньямин же удостоился чести, что Шехина (в Мишкане Шило и в Иерусалимском Храме) находится в его уделе, благодаря силе своих уст (силе изучения Торы). Не случайно его камень зовется яшма (яшпе), что толкуется как еш пе – есть уста для того, чтобы изучать Тору. И если так, то спор амораим, созвучен спору небесных ангелов. Ведь ангел Гавриэль наделяет евреев силами противостоять страсти, а ангел Михаэль – силой к изучению Торы, что дает возможность противостоять чуждому воздействию.

Спорят раби Йоханан и Рейш Лакиш (Бава Батра, 7б) о смысле сказанного в стихе: «Я – стена…» (Шир а-Ширим, 8:10). Раби Йоханан считает, что под крепостной стеной подразумевается Тора, защищающая народ Израиля. Тогда понятен закон, согласно которому мудрецы Торы не обязаны платить налог на возведение крепостных стен. Ведь труд над Торой защищает не только их самих, но и весь народ Израиля. Рейш Лакиш утверждает, что сам народ Израиля уподобляется стене. Поясняет Раши, что все в народе Израиля равны, как стена, в том, что способны противостоять смешению с народами мира.

Рассказывается в мидраше (Шир а-Ширим, 4:24), что Йосеф, устояв в испытании с женой Потифара, совершил великое исправление. С того момента Йосеф наделил евреев силой, позволяющей противостоять смешению с народами мира. И это подразумевает понятие «крепостной стены» Израиля в стихе из Шир а-Ширим. Эту же силу олицетворяет оникс, на котором было высечено имя Йосефа.

Тому же, кто видит силу, оберегающую народ Израиля в стенах Торы, в точности подходит сущность камня яшмы. Это сила уст Биньямина, несущая в себе силу мудрости Творца.

И тогда получается, что спор ангелов Гавриэля и Михаэля (о котором поведал раби Шмуэлю бен Нахмани пророк Элияу) – это тот же спор танаим раби Йоханана и Рейш Лакиша. И об этом же спорили и амораим Йеуда и Хизкия, сыновья раби Хии. А Всевышний объяснил им, что все они правы, потому что для сохранения народа Израиля необходимы обе эти силы. Силы Йосефа и Биньямина, силы оникса и яшмы, которые Творец объединит в самом драгоценном камне под названием кадход.


http://www.beerot.ru/?p=53665