Испытание Авраама — Афтара главы Лех Леха

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1208
гиюр - завет авраама

В Афтаре нашей недельной главы есть такой стих (Йешаяу, 41:2): «Кто побудил от востока (того, который) правду призвал в спутники себе, отдал ему народы и покорил царей? Он обратит их в прах мечом своим, в солому развеянную – луком своим».

Комментируя этот стих, Талмуд (Таанит, 20а) приводит историю о том, как были вынесены тяжелые постановления против евреев со стороны римских властей. Еврейская община отправила Нахума Иш Гам Зу с ценным приношением императору в надежде умиротворить его. Когда Нахум Иш Гам Зу в пути остановился на ночлег, хозяин гостиницы, увидев, что у его постояльца есть шкатулка, по-видимому, с драгоценностями, заменил ночью драгоценности на землю из двора его гостиницы. Разумеется, император, обнаружив землю вместо драгоценных камней и золотых украшений, решил, что евреи над ним смеются. Но в этот момент перед ним предстал пророк Элияу в обличии одного из придворных и высказал предположение о том, что, возможно, евреи послали землю их праотца Авраама, при помощи которой он смог победить в войне против четырех царей. А если так, то почему бы и нет: чудодейственная земля – хороший подарок. Нужно лишь убедиться, что это действительно та земля. Послали на границы империи, где как раз шла война с соседним государством, и выяснили: земля, подаренная евреями, превращалась в стрелы, когда ее бросали во врагов. Война была выиграна, а приговоры были отменены. На обратном пути Нахум Иш Гам Зу остановился на том же постоялом дворе. Хозяин, который был уверен, что этого еврея давно уже нет в живых, поинтересовался, что произошло на приеме у императора. Услышав историю о чудодейственном песке, хозяин решил, что его гостиница стоит не просто на земле, а на огромных арсеналах чудо-оружия. Привез он той земли императору, но понятно, что никакого чуда для него не произошло, и в результате он был казнен. То, что он замышлял сделать праведнику, Всевышний обратил против него самого.

О какой земле Авраама шла речь в этой истории? Когда Авраам использовал ее, и почему именно землю, а не какое-либо другое оружие?

По мнению Рамбана, война с четырьмя царями была четвертым испытанием Авраама, о котором говорится в нашей недельной главе. Что же произошло с Авраамом в этой истории? При чтении этого отрывка из главы Лех Леха, остаются непонятными несколько моментов.

«И было, во дни Амрафеля, царя Шинара, Арйоха, царя Элласара, Кедорлаомера, царя Элама, и Тидала, царя Гоима, они вели войну с Бэрою, царем Сдомским, с Бирша, царем Аморы, Шинавом, царем Адмы, и с Шемейвером, царем Цвоима, и с царем Бэлы, она же Цоар…» (Берешит, 14:1-2).

Говорит Раши, что Амрафель – это Нимрод, который приказал бросить Авраама в печь. Поэтому Тора меняет его имя на Амрафель – это имя образуется из двух слов: амар (сказал) и поль (падай в печь). Несмотря на то, что главным в этой группе царей был Кедарлаомер, его интерес в этой войне был сугубо материальным. А во всем, что касалось Авраама (ведь война эта была завязана вокруг Авраама и будущего еврейского народа, но об этом чуть позже), замысел принадлежал Амрафелу.

Наши мудрецы учат нас важному правилу, источник которого находится в трактате Бава Кама (55а). Сказано там, что если человек видит во сне букву Тет (ט), то это – хороший знак. Почему? Потому что первый раз в Торе эта буква встречается только в четвертом стихе в слове טוב (хорошо или хорош). Смысл этого слова – добро, что указывает на сущность этой буквы. Рабби Цадок а-Коэн из Люблина на основании данного места в Талмуде формулирует правило: если ты встречаешь какое-то слово первый раз в Торе, знай, что здесь заложена сущность и влияние этого слова на все будущие случаи, где оно дальше будет встречаться. Иными словами, если ты хочешь понять, что скрывается за каким-то словом, ищи то место, где оно встречается первый раз в Торе, потому что там заложена его сущность.

Первый раз слово «война» встречается в Торе в приведенном выше стихе. Первая мировая война на земле произошла в 2013 году (от сотворения мира), между армиями четырех и пяти царей, и, соответственно, корень всех войн в мире (до конца дней) можно найти в подоплеке этой войны.

«Все они соединились в долине Сидим, она же Ям Амэлах (Соленое море). Двенадцать лет они служили Кедорлаомэру, а на тринадцатом году восстали. На четырнадцатом году пришел Кедорлаомэр и цари, которые с ним, и поразили Рефаимов в Аштерот-Карнаиме, и Зузимов в Аме, и Эймимов в Шавэй-Кирьятаиме, и Хорийца в горе их Сеире, до Эл-Парана, что при пустыне. И возвратились они, и пришли в Эйн-Мишпат, он же Кадэш, и поразили всю страну Амалека, а также Эморийца, жившего в Хацицон-Тамаре. И вышли царь Сдомский и царь Аморы, и царь Адмы, и царь Цвоимский, и царь Бэлы, она же Цоар; и вступили в сражение с ними в долине Сиддим. С Кедорлаомэром, царем Эйламским, и Тидалом, царем Гоимским, и Амрафэлом, царем Шинарским, и Арйохом, царем Элласарским; четыре царя с пятью. А в долине Сиддим было много известковых ям. И цари Сдома и Аморы бежали и упали в них; а остальные убежали на гору».

«А те взяли все имущество Сдома и Аморы и все съестные припасы их, и ушли. И взяли Лота, и имущество его, племянника Аврама, и ушли; а он жил в Сдоме». В этом стихе есть некое противоречие. В ивритском прочтении улавливается такой смысл: они взяли Лота и его имущество. А что является его имуществом? Неужели то, что он – племянник Авраама!? Внесем и эту шероховатость текста в список вопросов, на которые попытаемся ответить.

«И пришел спасшийся, и известил Аврама-Иври, а тот обитал в дубравах Мамрэ Эморийца, брата Эшкола и брата Анэра, а они союзники Аврама. И услышал Аврам, что близкий его взят в плен, и вооружил воспитанников своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал до Дана». В этом стихе впервые в Торе Авраам называется Авраам-Иври. Слово иври объясняют, как «человек, пришедший с другой стороны реки». Говорят наши мудрецы: Авраам с одной стороны, а весь мир по другую сторону, против него. Это и будет главным определением сущности Авраама и всех его последователей (в соответствии с вышеприведенным правилом).

«И разделился против них ночью, сам и рабы его, и бил их, и преследовал их до Ховы, что влево от Даммэска. И возвратил все имущество, а также Лота, близкого своего, и имущество его возвратил, а также женщин и народ».

Авраам идет на войну лишь с одним своим слугой – Элиэзером. Говорит Мидраш, что на иврите числовое значение (гиматрия) слова Элиэзер равно числу 318. Сказано, что приближенные Авраама говорили ему: куда ты идешь? Воевать с царями, против которых не устояла армия пяти царей? Куда вы идете вдвоем и без оружия? Авраам отвечал им: я иду умереть, освящая имя Всевышнего. Они настигли армию Амрафела ночью и вступили с ними в бой. Авраам и Элиэзер бросали в них песок, и этот песок превращался в мечи, когда же бросали во врагов сухую траву, то она превращалась в стрелы. Подобное чудо было и в обратном направлении. Мечи врагов, направляемые в сторону Авраама и Элиэзера, превращались в песок, а стрелы – в солому (Мидраш Раба).

На сказанное в этом мидраше комментаторы задают несколько вопросов. Почему Авраам решает идти спасать Лота, ведь известно, что тот был не очень достойным человеком? И если все-таки Авраам решил позаботиться о его судьбе, то почему нужно незамедлительно бросаться на выручку, да еще и с риском для жизни (Ор а-Хаим)? Когда в Египте была опасность, что его убьют из-за Сары, то Авраам прибег к хитрости, отдал ее в дом Фараона, молился за нее, но не пошел войной на Египет (что, безусловно, мог сделать). Вероятно, и в случае с Лотом можно было бы ограничиться молитвой о его спасении? И, кроме того, о каком освящении имени Всевышнего говорит Авраам? Об освобождении из плена Лота? Это Авраам называет освящением имени Всевышнего?!

Мидраш Раба (42:1) рассказывает историю о том, как один человек по имени Орканос пришел в Иерусалим, чтобы лишить своего сына Элиэзера всех прав на имущество за то, что тот ушел учить Тору, и не помогал ему в работе. Придя в Иерусалим, он попал на трапезу, на которой присутствовали все ученики раббана Йоханана бен Закая, все богатые и знатные люди Иерусалима, и на которой выступал с речью его сын, уже называвшийся рабби Элиэзер бен Орканос. Это была речь, после которой учитель, раббан Йоханан бен Закай встал и поцеловал своего ученика в голову, а отец его, Орканос отдал ему все свое имущество.

Рабби Элиэзер бен Орканос начал свою речь словами царя Давида (Теилим, 37:14-15): «Меч обнажили нечестивые и натянули лук свой, чтобы сразить бедного и нищего, убить (идущих) прямым путем. Меч их в их (же) сердце войдет, и луки их сломаются». О чем говорится в этих стихах? Говорит мидраш: «Меч обнажили нечестивые и натянули лук свой…» – это Амрафель и его соратники; «…сразить бедного и нищего» – это Лот, «…убить (идущих) прямым путем» – это Авраам. Какую завесу приоткрыл нам рабби Элиэзер бен Орканос? Первая мировая война была не просто войной ради наживы, в ней сокрыт глубокий смысл. Всевышний создал этот мир и создал силы добра и зла, которые противоборствуют в нем. Когда есть Авраам, есть Нимрод; есть Ицхак – ему противостоит Ишмаэль; есть Яаков – есть Эйсав; есть Моше – есть Билам. Авраам пробыл в темнице Нимрода десять лет, но, выйдя на свободу, продолжил распространять свои идеи о вере в единого Б-га, и тогда Нимрод бросил его в печь. Когда же Авраам вышел из печи невредимым, многие люди отвернулись от Нимрода и пошли за Авраамом. Тогда Нимрод решил объединить весь мир в бунте против Всевышнего и начал строить Вавилонскую башню. Когда же и этот замысел расстроил Всевышний, решил Нимрод (теперь уже под именем Амрафель) захватить Лота, намереваясь при помощи этой уловки уничтожить Авраама, чтобы не было в мире того, кто напоминает о Всевышнем. Говорит мидраш: «Они взяли Лота и его имущество. Знаешь, что за имущество есть у Лота? Все, что у него есть – это только то, что он племянник Авраама».

Когда пришел беглец (Ог – царь Башана), он сказал Аврааму-иври: ты знаешь, зачем они захватили Лота? Не ради его имущества, а для того, чтобы сделать его приманкой для тебя. Чтобы убить тебя и чтобы не было больше Авраама-иври – того, который стоит по другую сторону и противостоит всему миру, не желающему признавать Творца. Сказал Авраам: если так, то я немедленно выхожу на войну, пусть даже погибну на ней, освящая имя Всевышнего, потому что это не просто война, а война за нашу веру.

Говорит Рамбан, что эти события произошли с Авраамом для того, чтобы показать: четыре царства будут властвовать в мире, но, в конце концов, потомки Авраама победят их, и все эти царства падут перед ними и возвратят всех пленников и награбленное имущество.


http://www.beerot.ru/?p=51541