«И устыдятся грехов своих» — Афтара главы Тецаве

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

3319

В афтаре недельной главы Тецаве читается отрывок из книги пророка Йехезкеля (43:10-27).

«Ты, сын человеческий, возвести дому Израиля о Доме этом, и устыдятся они грехов своих» (Йехезкель, 43:10).

Это пророчество было дано Йехезкелю после разрушения Первого Храма и является продолжением описания устройства будущего Храма, который будет стоять вечно. В стихе, открывающем афтару главы Тецаве, Всевышний приказывает Йехезкелю описать народу Израиля устройство Храма. Для чего? Поясняет Раши, что, увидев внутреннее и внешнее величие Храма, евреи смогут постичь его значимость. И тогда им станет стыдно за содеянные грехи. Только после того, как евреи почувствуют себя пристыженными, пророк должен будет рассказать им о хорошем будущем. Из слов Раши не ясно только, как увиденное устройство Храма должно повлиять на раскаяние евреев.

Хатам Софер в комментариях к Торе отвечает на этот вопрос так. Сказали наши мудрецы в трактате Брахот (12б), что всякий, кто грешит, но после стыдится содеянного, – ему прощаются все его грехи. Поэтому приказал Всевышний Йехезкелю, чтобы он описал все устройство Храма, чтобы люди могли увидеть все до мелочей. Тогда евреи смогут лучше постигнуть его величие и понять то, насколько они недостойны Храма. Тем не менее, хотя велики грехи, милосердие Всевышнего все равно больше. Вследствие пережитого стыда, евреи с особенным воодушевлением пойдут измерять развалины Храма. Говорит Всевышний Йехезкелю, что если он увидит стыд, раскаяние и духовное пробуждение евреев, тогда опишет подробное устройство будущего Храма. Но, поскольку теперь они находятся на более высоком духовном уровне, то и описание Храма придется преподнести им на более возвышенном уровне.

Из слов Раши и Хатам Софера следует, что устройство Храма и его святость напрямую зависят от степени ощущения стыда за содеянные грехи. И этот вывод подтверждают слова наших мудрецов в трактате Недарим (20а). Сказано: «И сказал Моше народу: не бойтесь, ибо для того, чтобы испытать вас, пришел Б-г, и чтобы страх Его был на лицах ваших [т.е. стыд], чтобы вы не грешили» (Шмот, 20:17). Тора учит нас тому, что стыдливость приводит к Бгобоязненности («чтобы вы не грешили»). В то же время достижение Бгобоязненности является одной из основных причин, по которой Храм был дарован народу Израиля. Так объясняется в трактате Йевамот (6б): не субботы ты должен страшиться, а Того, Кто предостерег тебя хранить ее. Также объясняется и трепет перед Храмом, который требует от нас Тора: не перед Святилищем нужно трепетать, а перед Тем, Кто предостерегает нас об этом.

Из вышеприведенных источников можно понять: святость Храма связана с уровнем стыда за грехи и Б-гобоязненностью. Уровень Б-гобоязненности находится в зависимости от степени стыда, ощущаемого за содеянное. И, наконец, ощущение стыда за грехи приходит во время созерцания величия Храма и его устройства. То есть перед нами замкнутая система. Храм, обладая заложенным в нем определенным уровнем святости, способен подтолкнуть человека к духовному пробуждению. Но преумножить и возвысить степень святости Храма может только сам человек, развив полученный духовный импульс.

Чудо в Храме во время преклонения

Рассказывается в трактате Йома (21а), что во время праздников в Храме постоянно происходило одно чудо. Когда евреи стояли на территории Храма, то буквально не оставалось свободного места. Но когда они преклонялись, что требует большей площади, всем хватало места. Поясняет Раши, что происходило чудо, и между присутствующими появлялось расстояние в четыре локтя. Так было нужно для того, чтобы никто не слышал исповедь о грехах своего соседа. И, несмотря на то, что исповедь не являлась частью выполнения заповеди преклонения, особая близость к Шехине Всевышнего подталкивала человека к этому. Само нахождение на Храмовой горе приводило человека к ощущению стыда за содеянные грехи. И только для того, чтобы один еврей не слышал о грехах другого, Всевышний готов был сделать чудо.

Схожесть Второго Храма с Третьим

Говорят наши мудрецы, что возвращение из Вавилонского изгнания могло бы быть похожим на выход из Египта. Евреи могли бы вернуться в Землю Израиля, не дожидаясь на то разрешения чужих царей. Всевышний сделал бы для Своего народа великие чудеса, разрывая вавилонские реки и топя в них врагов, преследующих Его народ. Но, к великому сожалению, этого не произошло из-за греха евреев. В наших источниках встречается два пояснения, за какие грехи нашим предкам не было дано реализовать великий потенциал поколения тех дней. По одному мнению, чудес не произошло потому, что абсолютное большинство евреев предпочло остаться на насиженных местах в Вавилоне и Персии, а не возвращаться в Землю Израиля и отстраивать Храм. Согласно другому мнению (которое считается основным), этому помешал грех смешанных браков, весьма распространившийся среди народа Израиля всего за пятьдесят два года нахождения на чужбине.

Пишет Рамбам («Илхот Бейт а-Бхира», 1:4): «Здание, построенное царем Шломо, описано в книге Царей. А здание будущего Храма, описанное пророком Йехезкелем, не достаточно ясно. Во времена Эзры, когда евреи возводили Второй Храм, они отстроили его подобно зданию царя Шломо, и частично – как описание будущего Храма у пророка Йехезкеля».

На основании слов Рамбама комментарий «Тосфот Йом Тов» в предисловии к трактату Мидот приходит к следующему выводу. Из-за того, что раскаяние в грехах не было достаточным, поэтому и возводившие Второй Храм не смогли создать его полноценным. Ведь будущий Храм не будет разрушен, а слава Всевышнего будет пребывать там вечно. Но, поскольку они знали, что обладали потенциалом построить такой Храм, то постарались возвести здание, хотя бы частично напоминающее описанное Йехезкелем.

Слова «Тосфот Йом Тов» вызывают удивление. На основании чего возводившие Второй Храм позволили себе добавить элементы будущего Третьего Храма? Ведь известно, что во Втором Храме недоставало пяти важных элементов: не было Ковчега Завета,капорет с крувим, огня на жертвеннике, Шехины, руах а-кодеш и урим ве-тумим. Из-за присутствия Шехины в Первом Храме птицы не могли пролететь над ним. Но во Втором Храме опасались, что из-за отсутствия Шехины птицы смогут садиться на крышу Храма, вследствие чего там будут скапливаться нечистоты. Чтобы этого не произошло, на всей крыше были установлены металлические пики, не позволяющие птицам садиться. Так о каком подобии с Третьим, вечным Храмом, могла идти речь?

Мы уже объясняли выше, что святость Храма во многом зависела от степени стыда, испытываемой евреями за содеянные грехи. И пусть великий потенциал того времени не был реализован из-за вышеописанных грехов, но есть свидетельства того, что евреи того времени испытывали стыд из-за своих проступков. Так говорит о своем поколении сам Эзра: «Б-г мой! (слишком) устыжен я, (слишком) смущен я, чтобы поднять мое лицо к Тебе, ибо грехи наши умножились (накрыв нас с головой), а вина наша выросла до (самых) небес!» (Эзра, 9:6). Возможно, благодаря этому раскаянию наши праотцы удостоились чести построить Второй Храм похожим на Храм вечный хотя бы частично.


http://www.beerot.ru/?p=23981