Не упустить судьбоносный момент — Афтара главы Бешалах

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

2717

В афтаре читается отрывок из книги Судей, глава четвертая (с четвертого стиха), и пятая глава полностью.

Об эпохе Судей

История народа Израиля во времена, описанные в книге Судей, – это история постоянных изменений: от ревностных попыток сохранения веры и до случаев, когда ее грубо попирали. События этой эпохи свидетельствуют о том, как часто евреи забывали о своем особом предназначении, когда довольствовались своей независимостью. Все, что происходило тогда, доказывает только одно: настоящая свобода и существование в Святой Земле возможны только при одном условии – реализации предписаний Торы.

Тора взращивает и поддерживает наш небольшой народ в «большой семье» народов мира. Однако жизнь по Торе противоречит тому, что несли окружающие евреев народы. В противоположность моральной низости кнаанеев, Тора приучает нас к обузданию своих чувств и страстей. В противоположность необузданному эгоизму, она учит нас любви к ближнему. Вместо обожествления силы – Тора хочет приучить к смирению и полному подчинению, возложенным на нас. Но народ Израиля, раз за разом, забывает о своем предназначении: «И жили сыны Израиля среди кнаанеев, хетийцев, эмореев, призеев, хивийцев и евусеев. И брали дочерей их себе в жены, и своих дочерей отдавали сыновьям их, и служили богам их, и делали сыны Израиля злое пред очами Г-спода, и забыли Г-спода, Б-га своего, и служили Баалам и кумирным деревьям» (Шофтим, 3:5-8). В наказание за это в течение восьми лет они были порабощены арамейским царем Кушаном Ришатаим из Арам-Наараим. Когда же продолжили творить зло в глазах Всевышнего, были отданы в руки Эглона, царя моавского, на восемнадцать лет.

После этого на протяжении 80 лет было относительное спокойствие. И вновь продолжили сыновья Израиля испытывать Всевышнего, и тогда началось жестокое давление со стороны кнаанейцев. Те народы, божествам которых сами евреи поклонялись, и с кем евреи хотели тесно переплестись, отдавая им своих дочерей и сыновей, отвергли нас. Самый древний и проверенный способ «окончательного решения еврейского вопроса» тогда, как и сегодня, закончился ярой ненавистью, когда те, к кому евреи так стремились приблизиться, «вдруг» повернулись спиной. Но главное, чему учат эти события, это то, что народы мира, как тогда, так и сегодня, являются лишь инструментом в руке Всевышнего, для того чтобы напомнить Израилю о его предназначении.

Не упустить судьбоносный момент

«А Двора, пророчица, жена Лапидота, – она судила Израиль в то время» (Шофтим, 4:4).

Есть несколько высказываний мудрецов Талмуда о качествах женщин, вроде бы противоречащих друг другу. В трактате Нида (45б) говорит раби Элиэзер от имени раби Йоси бен Зимры: «Женщины обладают исключительной проницательностью – больше, чем мужчины». В то же время, в трактате Шаббат (33б) говорится, что женщины легкомысленны.

На первый взгляд налицо противоречие в высказываниях мудрецов о женщинах. Одно указывает на преимущество над мужчинами, другое же говорит о легкомысленности женщин.

Тем не менее, здесь нет противоречия, и оба утверждения, безусловно, верны. Скорость мысли, быстрота принятия решений – эти качества естественны для женщин. Благодаря этому она способна быстро разобраться в сложившейся ситуации, расставить многочисленные детали по местам. Однако, подобно тому, как женщина физически более хрупкая, чем мужчина, так же отличен и ее интеллект. Она не всегда может постичь вещи до необходимой глубины, не всегда может противостоять влиянию извне. А быстрота и легкость мысли в такой ситуации могут повлиять на резкие изменения позиции и мнения. В то же время мужчина, не обладая такой быстротой, формирует свое мнение лишь после углубленного исследования необходимой темы. Это, наряду с природной физической силой, позволяет ему крепко стоять на своих позициях, не поддаваться чуждому влиянию, ведь формированию его мнения предшествовали длительные и глубокие размышления.

Поэтому нет никакого противоречия между высказываниями мудрецов Талмуда. Женщина одновременно может включать в себя все эти качества, подобно тому, как имеются противоположные стороны у монеты. Это объясняет, почему Двора, жена Лапидота, была первой, кто послал к Бараку призыв на сборы десяти тысяч человек для выхода на войну против кнаанейцев. Здесь не было места для длительных размышлений, потому что любой холодный расчет показал бы, что идти на войну против огромной армии, во главе с прославленным Сисрой, равносильно самоубийству. Двора использовала свою женскую проницательность и способность быстро принимать решения для того, чтобы не утратить пробудившееся воодушевление и передать его другим. Правильно использовав судьбоносный момент, она удостоилась того, что на нее снизошел дух пророчества, что вместе с воодушевлением горстки еврейских героев, привело к победе над смертельным врагом.

В трактате Гитин (57б) приводится трагическая история о четырехстах плененных еврейских юношах и девушках, которых везли на продажу в Рим. Они знали, для чего их везут в Рим, поэтому стали рассуждать: если мы бросимся в море и утонем в нем, то за стремление избежать разврата мы удостоимся жизни в будущем мире. Сказал старший среди них: «Сказал Г-сподь: от Башана возвращу, возвращу из глубин морских» (Теилим, 68:23). Как только услышали это девушки, тут же бросились в море. Увидев поступок девушек, решили и юноши, что они должны поступить так же, освящая имя Всевышнего.

Почему юноши не поступили так же быстро, как и девушки, рассуждая о непростом поступке? Более того, сами девушки бросились в море только после того, как услышали довод старшего из юношей, что, возможно, их самоубийство не будет расценено Небесами как преступление. Юноши, лучше знающие законы Торы, были первыми, но в реализации девушки их опередили. Почему? Все по той же причине – благодаря преимуществам над мужчинами, заложенным в женщинах. А все это вместе учит нас тому, что каждому стоит знать о своих качествах и способностях, чтобы правильно использовать их, как в отношениях с людьми, так и в отношениях со Всевышним.


http://www.beerot.ru/?p=10966