Песнь Дворы — Афтара главы Бешалах

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1388
Песнь Дворы
С начала годового цикла чтения Торы мы первый раз встречаем в Афтаре отрывок из книги Судей. Эта книга описывает период жизни евреев на своей земле с момента окончания войны за захват Эрец Исраэль и до периода Пророков. Кроме войн с внешними врагами в книге Судей рассказывается о войнах с врагами внутренними – кнаанейскими народами, которые по разным причинам продолжали проживать среди колен Израиля. О периоде правления пророчицы Дворы и о том, как кнаанейский царь Явин послал свои войска, чтобы воевать против евреев, пойдет речь в нашем отрывке.
Сказано в Торе (Бемидбар, 33:55-56): «Если же вы не прогоните жителей той земли от себя, то будут те, которых вы оставите из них, колючками в глазах ваших и шипами в боках ваших, и будут теснить они вас на земле, в которой вы поселились. И будет: как думал Я сделать им, сделаю вам». Пишет рав Шимшон Рафаэль Гирш, комментируя эти стихи: «Терпимость по отношению к идолопоклонникам, живущим в Эрец Исраэль, потянет за собой терпимость к идолам. И, если будете терпеть идолопоклонство и находить оправдание его присутствию в Святой земле, тогда будет отобрано у вас право нахождения в этой земле, и не будете достойны защиты Всевышнего. А когда Всевышний снимет с вас Свою защиту, тогда станут те жители, идолов которых вы готовы были терпеть, вашими притеснителями – в вашей же земле. Вся книга Судей является ничем иным, как реализацией этого предостережения».

Песнь Дворы

Наши мудрецы находят много схожих моментов между тем, что произошло во время рассечения Ям Суф, и тем, что произошло во время войны евреев с войсками царя Явина под командованием Сисры. В главе Бешалах Моше говорит: «И возвратилась вода и покрыла колесницы и всадников,… не осталось из них ни одного». В книге Судей сказано (4:23-24): «И подчинил Г-сподь в тот день Явина, царя Кенаанского, сынам Израиля. И становилась рука сынов Израиля все тяжелее и тяжелее над Явином, царем Кенаанским, пока не истребили они Явина, царя Кенаанского».

У Сисры было около трехсот тысяч пеших солдат и вдобавок к ним девятьсот колесниц. Израильтяне могли противопоставить только десять тысяч пеших, плохо вооруженных воинов. При таком раскладе могло помочь только чудо. Барак со своим малочисленным войском поднимается на гору Тавор и оттуда наблюдает за темной массой врагов, расположившихся у подножия горы. И Всевышний совершает чудо, как воспела в своей Песни Двора (Шофтим, 5:20-21): «С неба сражались – звезды с путей своих сражались с Сисрою. Поток Кишон увлек их, поток древний, поток Кишон… Попирай, душа моя, силу (врагов)!»

Всевышний послал сильнейшую жару в тот день. Кнаанейцы были вынуждены снять с себя доспехи и погрузиться в воды потока Кишон, чтобы хоть как-то спастись от жары. Внезапно пришли бурные воды и смыли сотни тысяч солдат Сисры в море, где те погибли. Воды Кишона разлились по долине, земля превратилась в грязь, тяжелые колесницы с металлическими колесами, застряв в грязи, оказались бесполезными, и все, что осталось кнаанейцам – бросить их на поле боя и пуститься наутек. Евреям осталось лишь добить бегущих в панике врагов.

Рассказывает Мидраш, что после уничтожения войск фараона обратился Всевышний к морю с просьбой выбросить шестьсот колесниц египтян на берег. Спросило море: «С каких это пор тот, кто получил подарок, должен тут же возвращать его?». Ответил Всевышний морю: «Сделай, что Я говорю тебе, и обещаю, что ты получишь свое обратно, и еще в полтора раза больше». Поясняют, что в словах Дворы: «Поток Кишон увлек их, поток древний…», слово «древний» не относится к Кишону, а является намеком на то чудо, что произошло в древности – на Ям Суф. Пришло время вернуть воде ее добычу, но уже не шестьсот колесниц, а девятьсот, как и было обещано.

Когда происходят такие великие чудеса, требуется особое благодарение. Народ Израиля произнес Шират а-Ям (Песнь на море), а Двора с Бараком сказали Песнь после спасения от врагов. Шира (хвалебный гимн) – один из способов выразить свою благодарность Всевышнему за совершенное чудо. Говорит Мидраш (Теилим, Шохер Тов): «Сказал раби Симон: “Всякий, с которым произошло чудо, и он воспевает его, прощаются ему все его грехи”. В главе Бешалах написано: “И повел Моше народ от моря…”. Почему не сказано: “И пошел народ от Ям Суф”? Говорит раби Симон, что в этих словах сокрыт намек на грех народа, который произошел на берегу моря. От места греха и уводил Моше свой народ». О каком же грехе говорит раби Симон?

Когда евреи увидели, что воды моря сомкнулись вслед за ними, они отказывались поверить в то, что преследовавшие их египтяне погибли. Возможно, они вышли на сушу и находятся где-то рядом. Чтобы убедить евреев в гибели преследователей, Всевышний попросил море выбросить на берег трупы египтян и их колесницы. Но это был момент слабости, указывавший на недостаток веры. А ведь это произошло после десяти казней и чудес, произошедших с ними на море! Конечно, любые сомнения в таком случае считались грехом. Но, когда евреи сказали Песнь на море, в которой они превозносили Всевышнего, их грех был прощен. Продолжает раби Симон: «Так находим мы у Дворы и Барака, которым было сделано чудо, и они сказали Песнь, и были прощены грехи всего народа». Наши мудрецы учат это из слов, которыми начинается история Дворы и Барака (Шофтим, 4:1): «И продолжили сыны Израиля делать злое перед очами Г-спода». Слово продолжили говорит о том, что новые грехи добавились к старым, оставшимся после правления Эхуда и Шамгара, сына Аната.

А вот как описано начало нового периода в жизни Израиля после правления Дворы (Шофтим, 6:1): «И стали сыны Израилевы делать злое пред очами Г-спода, и предал их Г-сподь в руки Мидьянитян на семь лет». Слово стали указывает на то, что это были новые грехи, а значит старых, со времен Дворы – не осталось. В чем отличие? В том, что Двора и Барак произнесли Песнь, которая восхваляет Всевышнего и является раскрытием веры.

Мидраш Мехильта (Бешалах) говорит так: «Есть десять великих Песней: Песнь на море, Песнь после получения колодца, Песнь Моше, Песнь Йеошуа, Песнь Дворы, Песнь Ханы, Песнь Давида, Песнь Шломо, Песнь Хизкияу. Девять уже сказаны, а десятую произнесет народ Израиля в конце дней, когда Всевышний соберет евреев со всех краев света. Но после этой, последней песни, беды больше не будут приходить на народ Израиля».


http://www.beerot.ru/?p=51929