«Приобретающий еврейского раба – приобретает себе господина» — Афтара главы Мишпатим

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

891

Это свое пророчество (глава 34) пророк Ирмияу произносил, будучи в тюрьме.

Брошен он был туда царем Цидкияу за то, что предвещал падение Иерусалима в руки вавилонского царя Навухаднецара. Но если так, то возникают вопросы. Во-первых, как пророк Ирмияу не боится говорить тяжелые пророчества уже не против государства, а против самого царя Цидкияу? И еще. Из наших источников известны величие и праведность царя Цидкияу. Как это совместимо с арестом пророка Всевышнего?

В предыдущих главах Ирмияу пророчествует о падении Иудеи и Иерусалима, и эти пророчества были адресованы всему народу. Царь Цидкияу боялся, что такие предсказания снизят мотивацию, и народ не сможет оказать должного сопротивления врагу. Чтобы нейтрализовать влияние пророка на массы, царь Цидкияу заключает Ирмияу в царскую темницу, но при этом сам продолжает обращаться с вопросами к пророку Всевышнего. Так царь, следуя приказу пророка, созывает всех людей осажденного Иерусалима и заключает с народом особый союз, из которого следует, что все должны отпустить на свободу своих еврейских рабов. Соглашение это продержалось недолго, и вскоре бывшие хозяева возвратили себе рабов, ими же недавно освобожденных.

Это и стало главной причиной того, что Всевышний не смилостивился над Иерусалимом, и город был захвачен, а население угнано в плен. А царь Цидкияу за то, что мог остановить возврат рабов под власть их бывших господ, но не стал вмешиваться, был уведен в плен, ослеплен и умер в изгнании.

Рав Хаим Зайчик так комментирует стихи из нашей афтары. Пишет Рамбам в законах рабов (1:9): «Владеющий еврейским рабом обязан вести себя с ним, как со своим близким…, чтобы не случилось так, что ты ешь хлеб свежий, а он ест черствый; ты пьешь старое вино, а он пьет вино молодое; ты спишь в постели, а он на соломе; ты живешь в городе, а он в деревне. Должно быть так, как сказано в трактате Кидушин (20а): “тот, кто приобрел еврейского раба – приобрел себе господина”».

Видно, насколько Тора обязывает человека, имеющего еврейского раба, и как много усилий нужно приложить, чтобы не нарушить одно из многих предписаний, обязывающих господина.

Еврейский раб очень чувствителен и раним, потому что для него рабское положение – это не разовый случай, а постоянное состояние на протяжении многих лет. Владеющий еврейским рабом может совершить поступок, который объективно, возможно и не является оскорблением или пренебрежением, но раб, находясь в состоянии угнетения из-за своего положения, склонен к преувеличениям и способен увидеть оскорбление даже там, где его нет, где оно ему лишь кажется.

Но еще более жестокой, чем пренебрежительное отношение к еврейскому рабу, выглядит та ситуация, когда господин отпускает на свободу раба, а после этого вновь порабощает его. Боль и позор раба при этом вдвое сильнее, и это похоже на то, как сказано в книге Дварим (28:68): «И возвратит тебя Г-сподь в Египет на кораблях тем путем, о котором я сказал тебе: “ты более не увидишь его”; и будете продаваться там врагам вашим в рабы и в рабыни, но не будет покупателя». Поясняют наши мудрецы в Мидраше, почему Всевышний угрожает отправить евреев именно в Египет? Рабу мучительно больно, когда он, приобретя свободу, вновь возвращается в руки бывшего владельца.

Случается, что человеку выпадает возможность духовного пробуждения, возможность изменить в лучшую сторону свою природу, привычки и поведение. Такого человека можно уподобить рабу, вышедшему на свободу. Когда человек освобождается из-под контроля своего дурного начала, тогда корона великолепия украшает голову его, а Шхина Всевышнего витает над ним.

Но если он не сохраняет это пробуждение, опускаясь с духовных высот до уровня обыденной жизни, то нет для него большего позора и печали, ибо он подобен рабу, вновь возвращающемуся под власть прежнего господина – дурного начала.

По книге рава Хаима Зайчика «Коль Цофайих».

http://www.beerot.ru/?p=52017