Сожаление о содеянном — Афтара главы Масей

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

3245

На этой неделе читаются отрывки из книги пророка Ирмияу. Это вторая из трех афтарот, которые называют «пророчествами упрека», потому что их всегда читают до девятого Ава. Из-за того, что окончание книги Бемидбар и начало книги Дварим всегда выпадает на период называемый, бейн а-мецарим (между теснинами), эти афтарот не имеют отношения к самим главам, а соответствуют времени. В них говорится или об упреках народу Израиля или о разрушении Храма.

«Слушайте слово Б-га, дом Яакова и все семейства дома Израиля! Так сказал Б-г: «Какую нашли отцы ваши во Мне несправедливость, что отдалились от Меня и пошли за тщетой…?» (Ирмияу, 2:4-5). 

«Вслед за большим количеством тщетных действий – сам человек становится тщетой, весь он – сплошная ложь и пустота. И даже если он уже не делает пустое, все его помыслы лишь о дурном» (Саба из Кельма).

«Шимон и Леви – братья, орудия злостные их мечи» (Берешит, 49:5). 

Пишет Раши: орудия злостные – украденные. Умение убивать присвоено вами незаконно, и относится к благословению Эйсава. Это его ремесло, а вы украли его у Эйсава.

Вслед за упреком, содержащимся в словах Яакова, видится из комментария Раши, что эти слова несут в себе и похвалу. Недостойное качество убийц определяется как украденное у Эйсава, то есть не принадлежащее Шимону и Леви и не являющееся их сущностью. Лишь по ошибке проявили они это качество, и слова Яакова звучат как похвала, хоть и произнесены в процессе порицания.

Иначе выглядят дела человека, если его поступки и прегрешения свидетельствуют, что это уже укоренилось в нем и стало его природой. Когда по нарушению можно судить о нарушителе, – положение такого человека намного серьезнее.

Но достоинство народа Израиля в том, что даже если евреи и преступают закон, всегда заметно, что эти проступки являются чуждыми для них. Поэтому когда мы видим упрек сыновьям Израиля – в этом же можно усмотреть и достоинство, ведь из этого следует, что зло не является их сущностью, а лишь позаимствовано у других. И так говорят наши мудрецы, комментируя стих в Шир а-Ширим (1:6): «Не смотрите на меня, что я смугловата! Ибо солнце опалило меня!». Говорит Израиль народам мира: мы только внешне испачканы грехами идолопоклонства. Вы же такие изначально, еще из утробы матерей, поскольку они поклонялись идолам, будучи беременными вами.

Почему уподобляются мудрецы Торы ореху? Сказать нам, что подобно тому, как орех, даже если он испачкан грязью, ядро его остается чистым, так и мудрец Торы: даже если и оступился – Тора, которую он учил, не портится. И об этом сказано: «Всякий, кто совершает преступление, но сожалеет о содеянном, тому прощается это преступление» (Хагига, 5а). Тот факт, что человек способен на сожаление и раскаяние в совершенном, указывает на состояние души этого человека, а именно – на то, что оно, под влиянием греха, не изменилось в худшую сторону, и что грех был вызван минутной слабостью. Поэтому, когда видят на небесах (благодаря его сожалению), что произошедшее не было проявлением сущности, – прощают человеку его проступки.

«И привел Я вас в страну плодородную, чтобы ели вы плоды ее и блага ее; а вы пришли и осквернили землю Мою, и сделали удел Мой мерзостью» (Ирмияу, 2:7).

Пишет БаХ (Шульхан Арух, Орах Хаим, параграф 208:8): «Земля Израиля наполняется святостью под влиянием Небес и тогда Шехина пребывает на земле. Плоды, произрастающие на этой земле, тоже наполняются святостью Небес. Поэтому предупреждает стих в главе Масэй (35:34): “И не оскверняйте страны, в которой вы живете, в которой Я обитаю, ибо Я – Б-г, обитаю среди сынов Израиля”. Поэтому, если евреи, живущие в земле Израиля, оскверняют эту землю, то нечистота, пребывающая (теперь) на земле, впитывается в ее плоды, и люди, поедающие такие плоды (несущие в себе духовную нечистоту из земли), становятся причиной того, что Шехина удаляется и не присутствует в их среде. Понятно, почему вставили мудрецы в благословение после вина, мезонот и части плодов, которыми славится Святая Земля, такие слова: “и за землю желанную… которую Тебе угодно было дать отцам нашим в наследие, чтобы они питались плодами ее и насыщались ее благами”».

Наши мудрецы утверждают, что текст всех благословений основан на стихах из ТаНаХа. И какой же стих стал основой словам «чтобы они питались плодами ее и насыщались ее благами»? Говорят комментаторы, что слова благословения взяты из стиха нашей афтары: «И привел Я вас в страну плодородную, чтобы ели вы плоды ее и блага ее; а вы пришли и осквернили землю Мою, и сделали удел Мой мерзостью».

«Ибо два зла совершил народ мой: Меня, источник живой воды, оставили, чтобы высекать водоемы трескающиеся, которые не держат воду» (Ирмияу, 2:13).

Есть в этом стихе странное написание слова «водоемы» на иврите. Читается оно какборот, и должно было быть написано как ברות, но в слове есть «лишняя» буква алеф– בארות, что дает возможность прочитать слово как беерот, то есть колодцы. Разумеется, это не ошибка, а намек. Есть разница между бор – высеченной в земле или в известняке ямой для хранения воды, и беер – колодцем, который не просто содержит в себе воду, а является ее источником.

Рамбам в законах Авода Зара описывает, как мир постепенно скатился к идолопоклонству. Люди поколения Эноша знали, что влияние небес снисходит на землю через посредников Всевышнего – ангелов, небесные светила и созвездия. Но они ошибались, придавая им самостоятельные силы, как будто у них есть собственное право выбора. На самом деле они служат лишь проводниками изобилия, единственным источником которого является только Всевышний и никто другой. Говорит пророк, что люди ошибочно стали принимать ямы, которые способны лишь держать в себе воду и хранить ее, за источники. Стали служить ангелам, светилам и созвездиям, заменив ими Всевышнего – истинный Источник.


http://www.beerot.ru/?p=3794