Религиозные демонстрации в Израиле — Насилие – не путь Торы!

Дата: | Автор материала: Рав Шломо Лоренц

4726
демонстрации

От редакции. В последнее время в Израиле проходят религиозные демонстрации, которые часто оканчиваются столкновениями с полицией. К великому сожалению, подобные события — далеко не новое явление. Допустимо ли такое поведение для религиозного человека? Оправданно ли оно с точки зрения Торы? Эти вопросы задают многие люди.

Великие мудрецы Торы совершенно однозначно осуждают любые проявления насилия. «Благовидный» повод не является оправданием. Подобные демонстрации сопровождаются нарушением множества важнейших заповедей Торы, порождают раздоры и ненависть внутри нашего народа. В специальном письме, выпущенном недавно великими мудрецами Торы (среди которых главы ведущих ешив: рав Гершон Эдельштейн, рав Барух Мордехай Эзрахи и многие другие) подчеркивается, что категорически недопустимо участие в действиях, несоответствующих путям Торы. Наш путь — Тора и молитва. Необходимо молиться в том числе и за то, чтобы участники этих событий как можно скорее оставили подобное поведение и вернулись на пути Торы.

Однако некто может утверждать, что участие в подобных демонстрациях допустимо ради возвышенных целей. В ответ на это и для понимания отношения великих мудрецов Торы к этим демонстрациям видится важным привести статью рава Шломо Лоренца «Спроси отца — и он поведает тебе», опубликованную в журнале «Диглейну» в 5741 (1981) году. Будучи известным политиком, депутатом Кнессета, рав Лоренц долгие годы являлся правой рукой и доверенным лицом в общественных делах у величайших мудрецов Торы последних поколений. На его слова полагались и полагаются, как на важное свидетельство того, что говорили и делали наши великие мудрецы. Переданное им из их уст считается настоящим мнением Торы. Об этом, в частности, писали главы нашего поколения гаон рав Аарон Йеуда Лейб Штейнман и гаон рав Хаим Каневский в своих рекомендациях к книге рава Лоренца «В кругу великих».

К великому сожалению, за прошедшие годы, статья рава Лоренца, написанная 40 лет назад, не потеряла актуальности.

«Спроси отца – и он поведает тебе»

Последние иерусалимские события, включавшие в себя демонстрации и т. п., а также резкие ответные действия полиции – безжалостные избиения, задержания, полицейские врываются в ешивы, – заставляют мыслящего человека задаться вопросом: это ли тот путь, которому надо следовать? Подходит ли еврейству Торы путь демонстраций, сопровождаемых насилием?

К сожалению, к нашей глубокой боли, последнее время демонстрации проходят каждый день, и в подавляющем большинстве они не получили одобрения и согласия наших мудрецов Торы. Каждая демонстрация превращается в насилие, бунт, беспорядки, жизнь харедимного общества стала ежедневным кошмаром. А какой вред наносится воспитанию подрастающего поколения, когда они видят бросание камней в автобусы и в людей, поджигание мусорных контейнеров и причинение вреда имуществу? Все это вредно отражается на душе ребенка, и это абсолютно противоречит мнению, взглядам и желанию мудрецов Торы, которым я удостоился служить последние 40 лет. Поэтому я хочу привести здесь известные мне факты о том, как мудрецы Торы противились подобным насильственным демонстрациям.

Не для ссор с противной стороной я делаю это. Я хочу посвятить эти слова нашей собственной «самопроверке». Я колебался, стоит ли писать это, ведь «Горе мне, если скажу, и горе мне, если не скажу». Решение было положительным, поскольку я удостоился 40 лет служить у всеми признанных глав поколения — в предыдущем поколении и в этом. Как один из тех избранных единиц, которые удостоились служить мудрецам Торы в общественной сфере, я чувствую, что на мне лежит ответственность исполнить «не сможешь уклониться» и не скрывать известные мне вещи, касающиеся основ проблемы, стоящей на повестке дня. Множество хороших юношей имеют сомнения по данной теме, и мне следует поведать то, что мне известно, как написано: «задумайтесь над историей прошедших лет, предыдущих поколений». Вместе с тем я подчеркиваю, что нижеизложенные вещи — это лишь пища для размышлений.

«Сопоставляй ущерб от исполнения заповеди с пользой от нее, а пользу от нарушения — с ущербом от него» (Пиркей Авот, 2:1).

Наше поведение — это заповедь против греха. Заповедь — казалось бы — это протест, демонстрация против совершаемого греха. Но прежде всего нужно выяснить, есть ли в этом протесте заповедь. Является ли заповедью протест против нарушения святости Шаббата или любого другого нарушения, выражающийся в насильственных демонстрациях?

Каждому должно быть понятно: в таких вопросах решение принимается не согласно пониманию каждого человека, а только в соответствии с еврейским законом. Закон устанавливается общепризнанными мудрецами поколения: «Увидел Всевышний, что праведников мало – распределил их в каждом поколении» и установил для сынов Израиля, что, несмотря на то, что они не пророки, но сыновья пророков, «голос большинства как голос Всевышнего». И общество всегда знало, кто великий в Торе – без выборов и назначений, – знало тех великих мудрецов поколения, которые установят законы в соответствии с Торой.

По своему опыту я свидетельствую, что наши учителя и законодатели прошлого поколения — Хазон Иш, рав Ицхак Зеэв из Бриска, гаон из Чебина, великие главы ешив и адморы — так же как и мудрецы этого поколения, в тени которых мы пребываем, никогда не рассматривали насилие как средство борьбы даже против тех, кто сбросил с себя ярмо Торы, даже против самых закоренелых грешников! Ни в каком случае не допустимо насилие, без исключений. Их мнение было совершенно ясным: это абсолютно запрещено. Нет места насилию в обществе, следующем за мнением Торы.

Уроки прошлого

В качестве примера мне вспоминается история лагеря Джалами в 1951 году… [Примечание редактора. В молодости рав Лоренц был членом организации «Брит а-Канаим». Эта группа, состоявшая из религиозной молодежи, занималась борьбой против нарушения законов Торы на земле Израиля. Члены организации были пойманы и заключены в лагере Джалами, в котором подвергались издевательствам со стороны надзирателей. Это стало поводом для разбирательства специальной комиссии Кнессета в 1951 году.] Когда я освободился, сразу направился к Хазон Ишу, чтобы спросить его, давал ли он свое согласие, как утверждают принимавшие участие в сопротивлении. Он немедленно ответил: «Не может быть, чтобы я сказал вещи противные совершенно ясному закону». Он показал мне алаху (закон) в «Шульхан Арухе» («Хошен Мишпат», 388:12, Рамо): «Тот, кто занимается подделками и похожими вещами, и есть опасения, что причинит вред многим (людям), предупреждают его, чтобы прекратил, а если он не внял предупреждениям, можно его сдать нееврейским властям, сказав, что именно он этим занимается, и никто другой». И «Беур Агро» там дополняет: «и даже если он не имел в виду вредить… и даже если ущерб косвенный… и даже если это только подозрение (в ущербе)». [То есть, любые действия, которые могут привести к преследованию еврейской общины, являются запрещенными.]

Мне кажется, что более ясных слов против тех, кто подвергают общество опасности своими поступками, не может и быть, и любое дополнение лишнее.

Наш учитель рав Ицхак Зеэв из Бриска неизменно противился даже мирным демонстрациям из опасения, что последуют беспорядки, на которые полиция будет вынуждена отреагировать. Его мнение основывалось на том, что противная сторона (полиция) с легкостью пойдет и на кровопролитие, и поэтому есть в этой ситуации категорический запрет (демонстраций) на основании опасности для жизни.

Как исключительный случай Хазон Иш и рав из Бриска разрешили демонстрацию в 5714 году против национальной службы для девушек (подробнее об этом см. в книге рава Лоренца «В кругу великих»). И это — только после того, как мы сперва твердо обещали (рав Лоренц был в числе организаторов), что демонстрация организована ответственными членами общины, и гарантировали поддержание порядка и недопущение вспышек насилия. Кроме того, было получено разрешение полиции — с одной стороны, и поставлены многочисленные распорядители — с другой стороны.

Считанные разы главы общины Израиля возглавляли демонстрации, как например, против национальной службы, когда во главе стояли рав Ицхак Зеэв Соловейчик, адморы из Гур и Бельз, гаон рав Д. Б. Вайнфельд из Чебина, гаон рав Акива Софер из Прешбурга, гаон рав Цви Песах Франк и другие. Там были представители суда Торы «Эда Харедит» во главе с равом П. Эпштейном, представители сефардского суда Торы во главе с равом Хизкияу Шабтаем и равом Эзрой Атия, представители раввинского суда «Агудат Исраэль» рав А. Х. Наэ, рав Гершон Лапидот и рав Исраэль Ицхак Зильберман.

Наши учителя Хазон Иш и гаон рав Исер Залман Мельцер не участвовали в демонстрации, по состоянию здоровья. Они передали слова поддержки со специальными посланниками. Эти демонстрации никогда не приводили к отрицательным последствиям. Напротив, ощущалась помощь Небес, и, как известно, цель была достигнута.

Проанализируем результаты

Невозможно в пределах одной статьи провести исследование всех демонстраций, проведенных в Израиле за последние 30 лет. То, что объединяет все демонстрации, похожие на ту, что проходила на шоссе в Рамот (в Иерусалиме), в которых всегда есть жертвы – со стороны харедим или со стороны нерелигиозных или полиции, – то, что, как правило, ни в одном таком случае не было достигнуто ничего! Однако в тех считанных выступлениях, которые проходили под эгидой наших мудрецов, в которых не было случаев насилия, поставленные цели были достигнуты. Разве это не должно заставить задуматься?

Если бы захотели поучиться мудрости, и интересовались бы точкой зрения Торы те, кто организовывают эти демонстрации, они должны были бы спросить наших учителей и раввинов, у которых есть понимание Торы, и в их компетенции устанавливать закон и давать указания. Можно ли, дали ли они свое согласие на подобные демонстрации, которые невозможно ввести в рамки, и которые естественно переходят в насильственные?

Я не могу не процитировать здесь слова гаона рава Элияу Лопиана, который однажды сказал: «Если бы все эти демонстранты пошли на выборы, не было бы никакой нужды в демонстрациях… особенно это верно в отношении Иерусалима, ведь если бы все эти демонстранты и противники выборов проголосовали бы, сила “Агудат Исраэль” в мэрии существенно возросла бы, и не было бы большинства голосов у мэра». Как мы помним, «Агудат Исраэль» не хватило всего 600 голосов, чтобы получить еще одного представителя в мэрии. А если бы они получили еще один мандат, у Тедди Колека не было бы подавляющего большинства, и можно было бы достигнуть (мирным путем) тех же вещей, за которые ныне борются демонстранты. [Примечание редактора. Мэр Иерусалима Тедди Колек был одним из известных «борцов с религией» в Израиле. Многие явные нарушения Торы в Иерусалиме были его «заслугой», в частности, строительство и работа общественных заведений в Шаббат.]

И кто подобен в нашем поколении раву Я. И. Каневскому (Стайплеру) и раву Э. М-М. Шаху, которые никогда не призывали выйти на демонстрации подобные этим, и, безусловно, являются противниками насилия в любой форме. Но вместо этого обращались с настойчивыми призывами участвовать в выборах! Ясно, что этим они показывают нам правильный путь, и он не состоит в насильственных демонстрациях.

Хотя и происходили манифестации и митинги (ацерет иторерут) на всем протяжении существования государства, но они имели место, как правило, в синагогах или залах. Их целью было пробуждение душ и сердец, воззвание к спасению и активной помощи, как в случае «детей Тегерана» и других. [Примечание редактора. «Дети Тегерана» — около 1000 еврейских детей из Польши, которые спаслись на территории Советского союза, а впоследствии попали в Тегеран. Усилиями «Еврейского агентства» детей удалось переправить в Израиль. Однако скоро выяснилось, что дети (выходцы из религиозных семей), несмотря на то, что находились на попечении евреев, были насильно оторваны от Торы и пути отцов. «Воспитатели» категорически противились передаче детей в семьи религиозных родственников, насильно заставляли отказаться от привычного образа жизни.] Массовых демонстраций, рассчитанных на широкую публику, как в случае с национальной службой, было несколько, и только со строгим соблюдением правил, которые я описал.

 Разница между мнением Торы и мнением невежд

В «Видуе» (исповеди) рабейну Нисима сказано: «То, что Ты запрещаешь, я разрешил, а то, что Ты разрешаешь, я запретил». Что плохого в устрожении «то, что Ты разрешаешь, я запретил», что следует упоминать это в исповеди? Это учит нас, что, даже когда человек устрожает — если он делает это по своему разумению, а не руководствуясь алахой (законом), здесь есть, в чем исповедаться. Те, кто поступает по принципу «то, что Ты разрешаешь, я запретил», в результате придут и к «то, что Ты запрещаешь, я разрешил». Посмотрите на тех, кто оступаются в том, что ослушиваются повеления мудрецов Торы голосовать на выборах и т. д., которое является «то, что Ты разрешаешь, я запретил». Они оступаются в «устрожении» по их мнению, и организовывают демонстрации с применением насилия, которые по сути «то, что Ты запрещаешь, я разрешил».

Можно привести массу доказательств тому неопровержимому факту, что мнение обывателя противоположно мнению Торы, но в одной статье недостаточно места. Я напомню лишь о деле Йоселе Шумахера (1960 г.). Уже в самом начале этого дела я составил — с большим трудом, советуясь, полностью согласовывая свои действия и получив благословение от рава Йосефа Дова Соловейчика (сына Брискер Рова) — соглашение, главный пункт которого гласил, что мальчик вернется и будет обещано, что до достижения им возраста 20 лет он будет учиться в ешиве Поневеж, и он переходит под мою полную опеку. Это соглашение было подписано его родителями, и нужно было получить подтверждение в суде. Его дед, реб Нахман Штаркес, которого я посетил в тюрьме и доложил ему о достигнутом, был очень рад и одобрил. Но он поставил одно условие: чтобы рав А. М., с которым он консультировался, согласился на это. После переговоров выяснилось, что некоторые известные источники противятся этому соглашению, и они провалили его, переправили мальчика за границу, а итог известен: вместо того чтобы стать бен Тора (сын Торы, религиозный человек), Йоселе сегодня совершенно нерелигиозный. Вот еще один пример того, что мнение невежды противно мнению Торы.

[Примечание редактора. Йоселе Шумахер был ребенком репатриантов из Советского Союза. Из-за тяжелого материального положения родители передали его на воспитание деду — Нахману Штаркесу, который жил в Иерусалимском районе Меа Шеарим. Через несколько лет родители захотели вернуть ребенка, однако внутри семьи возник конфликт — дед опасался, что внук будет воспитан в нерелигиозной среде.

Разрешением семейного, по сути дела, конфликта занялось израильское правительство и даже разведка «Моссад». Процесс сопровождала популистская антирелигиозная кампания, проводимая израильскими СМИ.

Несмотря на усилия рава Лоренца, в те дни — депутата Кнессета, и многих других людей, стремившихся разрешить конфликт мирно и в духе Торы, Йоселе был тайно переправлен за границу. Через некоторое время агенты «Моссада» нашли его и передали родителям. Несмотря на все пережитое, Йоселе сохранил добрые отношения с дедом, хотя и вырос в нерелигиозной среде. Что же касается «триумфальной» операции «Моссада», то она была подвергнута жесточайшей критике за расходование огромных средств на разрешение семейного спора вместо решения гораздо более насущных для Израиля проблем в сфере безопасности.]

 Насилие – чуждый росток в нашем воспитании

Мой друг и учитель рав Моше Шенфельд написал чудесную статью в газете «Нив а-Морэ» (Кислев, 5733) по поводу поджога в магазине мерзостей. Заголовок статьи: «Насилие – чуждый росток в нашем воспитании». Я советую прочитать эту глубокую статью по данной теме.

Рав Шенфельд писал, что когда в Иерусалиме в 5712 году было создано некое религиозное подполье, выявлявшее машины, которые ездили в Шаббат, и поджигавшее их, наш святой учитель Хазон Иш повелел организации «Цеирей Агудат Исраэль» опубликовать осуждающее воззвание, и более того, он выразился в отношении поджигателей, что закон приравнивает их к преследователям (родфим) по отношению к обществу соблюдающих Тору, как было установлено в законе о евреях-фальшивомонетчиках в нееврейских государствах. Вот, что было там написано:

Это не (наш) путь!

В отношении поджогов машин в Иерусалиме, которые осуществляются, по слухам, молодыми людьми, считающими себя ревнителями святости Субботы, мы объявляем, спросив предварительно глав поколения:

Это не (наш) путь, и не в этом удел Яакова!

Эти установившие сами себе закон, не спросили совета у мудрецов Торы, и наши мудрецы недовольны ими. Не путем насилия воцарится Тора и заповеди ее, потому что «Пути ее – пути приятные и все стези ее — мир». Террор — чуждый росток в винограднике верного (Торе) еврейства, испорченный плод нерелигиозных партий, воспитывающих ценить силу кулака, силу рук Эсава. Благословен не сделавший нас как нерелигиозных. Их путь — не наш путь, и да не будет наша участь как их участь.

В конце добавлю, что все вышесказанное — не для тех, кто не считается и никогда не спрашивает мнения великих в Торе учителей, и не для тех, кто не поступает по мнению Торы. Им это не поможет. Я направляю свои слова к тем простакам, кто идет в страхе и любви «освятить Имя Небес» по их мнению. Я хотел пробудить в них сомнение, чтобы они задались вопросами, обратились к мудрецам, и тогда их поступки, так же как их намерения, будут желанными. И тогда они смогут получить свою награду по принципу «для твоего удовольствия и добра тебе» и удостоятся душевного спокойствия и радости, которым нет подобных. И приведено в «При Мегадим» в начале законов Хануки: «Тот, кто не испробовал вкус разрешения сомнений — никогда не знал вкуса радости».

Перевод — Зисси Скаржинская


http://www.beerot.ru/?p=38243