Чей дом Израиль?

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

2694
дом израиль
Наш народ получил Тору в наследие, и у нас есть особая заповедь помнить о ее даровании и передавать ее следующим поколениям, обучая их трепету перед Творцом.

Рав Шимшон Рафаэль Гирш пишет в «Игрот Цафун», что самое великое приобретение нашего народа состоит в том, что он является народом Торы. Это приобретение всегда остается с нашим народом, и оно не изменяется, где бы он ни находился: в Земле Израиля или в изгнании. Неизменно также избрание Всевышним нашего народа в качестве народа Торы.

Десять речений, которые нам заповедано читать по свитку Торы, являются великим обобщением, включающим в себя все ее заповеди.

Наш народ получил на Синае всю Тору целиком, но два первые ее речения он воспринял от Всевышнего напрямую: «Я — Г-сподь, Б-г твой, Который вывел тебя из земли Египта, из дома рабского», «Да не будет у тебя божеств чужих пред Моим лицом…» (Шмот, 20:2-3).

Объясняют наши мудрецы, что первое речение является основой всех повелительных заповедей, а второе включает в себя все запретительные заповеди. Как первые две заповеди, так и все десять речений являются обобщениями всей Торы.

При этом среди десяти речений нет ни одной заповеди, связанной с конкретным местом.

У нас есть заповеди, связанные с Землей Израиля, Иерусалимом и Храмом, но в десять речений напрямую ни одна из них не входит. То есть обязанность выполнения этих десяти заповедей не изменяется в зависимости от того, где мы находимся.

В связи с этим хочу коснуться некоторых событий, которые сейчас происходят. Многим известен образ Моськи, лающей на слона, описанный в басне Крылова. Такой «Моськой», к примеру, сегодня является лидер Палестинской автономии Абу Мазен, нападающий на американского президента в связи с обнародованием «Сделки века». При этом у него нет ни армии, ни полноценного государства. Это можно было бы назвать наглостью.

Но здесь уместно задать вопрос: «А откуда у Абу Мазена есть силы для такого поведения»?

Святая земля дана Всевышним нашему народу в дар, который является вечным. Это место, где происходит единение Творца с нашим народом, и это тот Дом, в котором мы исполняем все заповеди. И хотя в десяти речениях нет ни одной заповеди, связанной с местом, большую часть из 613 заповедей можно исполнить только в Земле Израиля. Это все заповеди, связанные с Храмом и землей Израиля. Однако после разрушения Храма мы можем исполнить только меньшую часть из них.

В Торе есть один примечательный стих (Дварим, 21:17): «Но первородного сына нелюбимой при­знает, чтобы дать ему двукратно от всего, что у него найдется, ибо он начаток силы его, за ним право первородства».

Сказано в мишне в трактате Бава Батра, что первенец получает двойную долю наследства из имущества отца. Но гемара отмечает, что при этом есть правило, что двойную долю первенец получает только из того имущества, которое уже фактически находилось во владении отца к моменту наследования. Однако евреи, вышедшие из Египта, получили право на двойную долю в Земле Израиля еще до ее фактического обретения нашим народом. Гемара объясняет это замечательными словами: «Эрец Исраэль мухзекет — Земля Израиля во владении была».

То есть Земля Израиля была в нашем владении еще до того, как мы ее получили фактически (Бава Батра, 116б-119а).

Одно из объяснений этих слов звучит так: обещание Всевышнего приравнивается к физическому дарению. Нам нужно понять, что если мы владели Землей Израиля в силу одного только обещания Всевышнего, то в силу ограничений и условий, которые есть у этого обещания, мы можем её потерять, если не будем соблюдать эти условия. И это – страшная вещь.

В ближайшее время нас ожидают третьи досрочные выборы в Израиле, и мы видим, как выплескивается наружу вся грязь, которую держали в себе люди, желающие лишить наш народ права на эту землю. Я сейчас не говорю об арабах. Речь идет исключительно о евреях, желающих расширить рамки нарушения шаббата на Святой Земле и оторвать учащихся ешив от изучения Торы.

Все эти силы, отрывая наш народ от Торы, реально отрывают его и от Земли Израиля.

В этом и состоит источник силы «Моськи, лающей на слона». Началось это с желания заработать выгодный политический капитал на борьбе против Торы. Но постепенно эти люди вошли в раж и сами поверили в свои домыслы.

Эти люди называют себя «правыми» и противниками арабского терроризма, но на деле они отрицают и уничтожают наше право на Святую Землю больше, чем все арабы вместе взятые.

Фактически эти силы хотят аннулировать условия, на которых Всевышний дал нам Землю Израиля, а это, не дай Б-г, может повлечь за собой её потерю евреями. Они хотят подорвать еврейскую общину на Святой Земле, и этим дают силу нашим врагам. Когда среди нас есть люди, которые отрывают нас от Торы, пытаясь сделать наш народ таким, как все народы мира, происходят страшные вещи. Этот принцип — «стать как все народы» — лежал в основе сионизма Герцля. Не случайно Герцль однажды согласился на еврейское государство в Уганде.

Для многих первых сионистов Уганда была подходящим местом для государства, поскольку все, что они делали, было прямо направлено против нашего права на Святую Землю.

Самая большая ошибка – это думать, что происходящее на израильской политической арене как-то влияет на реальную ситуацию.

По-настоящему на нее влияет выбор каждым из нас Торы, заповедей и доверия к нашим мудрецам. Либо мы выбираем Тору и поддержку изучающих ее, либо нечто противоположное. Сегодня в Земле Израиля происходит удивительная вещь: третьи парламентские выборы за один год. Это говорит о том, что основа государственной власти пошатнулась. Может быть, в этом есть намек на скорый приход Машиаха. Рав Моше Шапиро как-то сказал: «Неужели вы думаете, что израильское правительство удостоится передать свою власть Машиаху?» Мы не знаем, что произойдет в ближайшем будущем, но видно, что что-то происходит.

Есть очень важная заповедь Торы — быть цельным со Всевышним. Она подразумевает нашу обязанность доверять Творцу и жить по Его Торе с цельной верой.

В связи с этим расскажу одну поучительную историю, связанную с экономическим кризисом в Америке лет 40 тому назад. От него пострадали многие евреи, изучающие Тору, которые вложили деньги в обанкротившиеся предприятия. Рав Моше Файнштейн сказал по этому поводу: «Почему вы не делали капиталовложения, как предписано мудрецами Торы? Там говорится, что капитал нужно разделить на три части, только одну из которых следует вложить в торговлю. Почему же вы вложили в торговлю все?»

Для нас здесь важно то, что из этой истории видно величие рава Моше Файнштейна, построившего всю свою жизнь по Торе. Когда американцы послали астронавтов на Луну, все думали, что же они там найдут, и есть ли там жизнь. Рав Моше Файнштейн сказал на это, что жизни на Луне точно нет: если бы она была, наши мудрецы сказали бы об этом.

Величие нашего народа в том, что мы – народ Торы.

Тора – это величайшее приобретение, полученное нами на горе Синай. Она не оставляла нас в течение тысячелетий изгнания. Мы прошли с Торой через инквизицию, крестовые походы, резню Хмельницкого, аскалу, черносотенные погромы в России, Катастрофу и коммунистические гонения. Тора – наше истинное богатство, и нам нужно поддерживать ее всеми силами, беречь от разрушения.

Нам нужно учиться у наших врагов. Абу Мазен говорит, что не отдаст Иерусалим за американскую помощь, поскольку он думает, что святой город принадлежит ему.

Когда мы видим, что евреи, к нашему большому стыду, готовы поступиться Торой ради места в правительстве, – это страшный позор. Эти люди отказались от своего наследия! Они духовно разрушают наш народ и этим отрицают наше право на Святую Землю. Действия тех, кто называет себя «Наш дом — Израиль» это причина того, чтобы Святая Земля отторгла тех, кто нарушает условия владения ею. Им больше бы подошло название «Израиль — не наш дом».

Мы должны понять и укоренить в сердцах и душах, что Тора — это наше самое большое и действенное наследие, а все остальное – тщета. И мы должны остаться с Торой, а не, не дай Б-г, без нее.

Подготовил: рав Цви Маламуд


http://www.beerot.ru/?p=50111