Внутренний реформизм и его преодоление

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1814

Песах – время физического освобождения, следующим этапом которого является обретение Торы на горе Синай, ведь ради этого мы и были выведены из Египта.

В эти дни я хочу коснуться одного очень важного аспекта: необходимости помнить, что нам сделал Амалек. Но просто помнить – мало. Мы должны сделать из этого выводы на будущее. По мнению Рамбана, заповедь помнить, что нам сделал Амалек, нужно исполнять ежедневно. Следуя этому мнению, отрывок об Амалеке читают (по сидуру) ежедневно. Однако даже те, кто спорят с этим подходом, признают необходимость помнить в течение всего года прочитанное в парашат Захор.

Виленский Гаон пишет, что «амалеки» есть и в среде нашего народа. Об коммунистическом еврейском Амалеке уже писали наши великие учителя рав Эльханан Вассерман и рав Ицхак Зильбер. Особая тема – это то, что нам сделал «немецкий Амалек». Я сейчас имею в виду не нацистов, а ту еврейскую Германию, которая породила реформизм. По большому счету, все трагическое, что произошло впоследствии (отход евреев Германии от Торы и нацистские преследования), имело один корень. Этим корнем был реформизм внутри еврейства. К сожалению, этот яд очень живуч. Он и сегодня поражает наш народ, в первую очередь, в Америке, Германии, а сейчас пытается обосноваться в Эрец Исраэль, России и в других странах.

Я хочу коснуться вещи, гораздо более глубокой и тонкой, чем отрицание реформистами получения всей Торы – и Письменной и Устной – во время Синайского откровения.

Есть очень страшные свидетельства о том, как выглядел еврейский Бруклин лет сто назад. Там жило великое множество евреев. Большинство из них были соблюдающими, и синагоги были полны людей. Что же в этом страшного? А то, что при этом не было ни одной еврейской школы. Одинокие «сумасшедшие», кричавшие о необходимости традиционного еврейского воспитания, натыкались на стену непонимания со стороны еврейского общества в целом. Эти, вроде бы религиозные, соблюдающие, люди, уже смирились с мыслью, что в Америке невозможно воспитывать детей евреями, и думали только о том, чтобы дать им хорошее образование и работу.

Далее произошла страшная трагедия. Большинство евреев, приехавших в те годы в Америку, были религиозными людьми. Тем не менее, я думаю, что в основе этих трагических событий лежал именно реформизм. На первый взгляд, реформистами эти евреи не были. В их синагогах все было в соответствии с «Шулхан Арухом». Почему я связываю произошедшее с реформизмом? Есть реформизм внешний, а есть – внутренний. Есть внешние проявления ненависти потомков Амалека против нашего народа, а есть его разрушительное скрытое влияние внутри нашего народа.

Что такое внутренний реформизм? У нас есть кодекс «Шулхан Арух», а есть дух, заключенной в этом кодексе. Реформа в иудаизме началась с того, что некто Мозес Мендельсон выдвинул лозунг: «Нужно быть евреем дома и немцем на улице». Он также ввел определение «немцы Моисеева вероисповедания». Сам Мендельсон, в отличии от его потомков, был человеком, соблюдающим заповеди. Так вот само определение «немцы Моисеева вероисповедания» является абсолютной ложью. Это было вероисповедание не Моше Рабейну, а Мозеса Мендельсона.

У нас есть замысел Творца по поводу сущности еврейского народа. В недельной главе Итро Всевышний говорит Моше перед получением Торы, что еврейский народ должен быть святым народом и царством священников. Когда мы выносим свиток Торы из ковчега, мы говорим, что мы живы своим «прикреплением» к Всевышнему. В этом и есть замысел Творца. Когда этот замысел проявляется в нашем мире, это свидетельствует о Торе, Всевышнем и заповедях, о том, что нет в мире силы, кроме Всевышнего. И это проявление замысла Всевышнего по поводу нашего народа. Еврей должен жить по Торе и не только внешним исполнением заповедей, но и внутренним стремлением исполнить в этом мире замысел Творца! Именно ради этого Всевышний вывел нас из Египта, ради этого дал нам Тору. Если же это все отходит в нашем сознании на второй план, происходит то, что я называю внутренней реформой.

Внутренний реформизм, в свою очередь, порождает реформизм внешний. Когда наш народ теряет свои устремления и внутреннюю направленность ко Всевышнему, когда родители пренебрегают еврейским воспитанием ради того, чтобы их дети получили престижную профессию, – это и есть внутренняя реформа. Это катастрофа замедленного действия! И это несмотря на то, что сами родители соблюдают заповеди и выглядят религиозными евреями! Нетрудно догадаться, что, в результате такого подхода родителей, дети становятся врачами и инженерами, но при этом далекими от еврейства по своему духу уже в первом поколении, а во втором и третьем – уходят из еврейства полностью, ассимилируясь среди окружающих народов путем смешанных браков. Сегодня это стало трагедией для еврейского народа в диаспоре.

Необходимо понять, в чем причина этого явления. Когда мы говорим о необходимости помнить о том, что нам сделал Амалек в сравнительно недалеком прошлом, мы должны понимать, что он поразил в нас стремление исполнить замысел Всевышнего в отношении нашего народа. Это замысел, который наш народ пронес через все перипетии изгнания, через все крестовые походы, инквизиции и погромы Хмельницкого. Однако, в последние двести лет, змей, соблазнивший Адама и Хаву, заново поразил наш народ соблазном «просвещения», эмансипации и различных «измов». И началось все это при внешнем соблюдении Торы! Страшная трагедия началась с потери стремления нашего народа ко Всевышнему.

Я думаю, что эти вещи очень актуальны и сегодня. Нужно знать, что нам необходимо направить себя на исполнение замысла Всевышнего, и излечиться от поразившего нас страшнейшего яда Амалека во всех его проявлениях.

Возвращаясь к трагедии американского еврейства сто лет назад, стоит отметить следующее. Там были люди, которые всеми силами воевали за то, чтобы остаться евреями. У кого-то это получилось, и их дети тоже сохранили свое еврейство, и, более того, стали фундаментом возрождения мира Торы в Америке. Но также имела место трагическая ситуация, когда уходили из еврейства дети преданных Торе и вере родителей.. Я слышал от имени великого рава Моше Фанштейна ответ на вопрос, почему в одной семье, самоотверженно соблюдавшей субботу, вырастало праведное молодое поколение, а в другой – наоборот. Он сказал об этом так. Одна семья соблюдала Тору с радостью, а другая – с тяжестью на душе. Например, двух глав еврейских семей выгнали с работы за то, что они отказались работать в Шаббат. При этом один из них пришел домой с радостью, что он выдержал испытание и сбросил все соблазны работать в Шаббат, а другой – с тяжким вздохом, что из-за Шаббата его выгнали с работы. Когда сын видит, какое плохое настроение у его папы из-за Шаббата, то ему уже соблюдать Шаббат не хочется.

Принципиально важно не только соблюсти Шаббат, но и то, как мы его соблюдаем. Если мы делаем это с радостью и воодушевлением от приближения святого дня, радость и воодушевление передаются нашим детям. А если же – со вздохами и тяжестью от количества предстоящих хлопот, мы открываем дверь в нашу душу Амалеку. Его яд лишает нас желания в исполнении Торы. Он поражает нас, погружая в уныние и депрессию. Самой страшной формой этого является ощущение у членов семьи, что исполнение Торы – причина плохого настроения и депрессии. А дети не любят депрессию, не любят вещей, которые приводят к плохому настроению у их родителей. Нам нужно помнить то, что нам сделал Амалек, и постараться излечиться от последствий этого удара. Излечение состоит в том, что мы должны знать, что нужно жить по Торе с радостью и с радостью исполнять заповеди, в том числе и те, которые не доставляют нам большого удовольствия. Нам нужно проникнуться необходимостью исполнения воли Творца не только тогда, когда нам это приятно. И это выполнение Его воли несет нам жизнь и радость.

То, что я говорю, в первую очередь касается родителей: как отцов, так и матерей. Допустим, папа возвращается вечером домой из колеля. Если он полон радости от того, что удостоился сегодня учить Тору, эта радость освещает его дом и радует его жену и детей, то, естественно, такой дом захочет идти путями Торы. А если это не так? Есть одна вещь, которая нам необходима для того, чтобы наши дети выросли духовно здоровыми. Мой учитель, рав Яаков Фридман много лет назад сказал, что главное, чтобы в доме была хорошая, здоровая, радостная, приветливая атмосфера. Когда жизнь с Торой и Всевышним будет причиной наличия жизненной силы у детей и радости в доме, то дети не захотят отходить от этого.

И вот тут нужна огромная сила глав семей. Если глава семьи несет в дом радость Торы и заповедей, эта радость передается всей семье. Женщины любят, когда их мужья пребывают в хорошем настроении. О том, что мужу нужно быть веселым, пишет Рамбам в «Илхот ишут». Это то, что требуется женщине. Когда муж несет радость Торы и заповедей, то дом наполняется радостью жизни по Торе, и это оживляет всю семью. А дальше действует огромная сила матери. Я хорошо помню, как покойная рабанит Зильбер говорила: «Я ему [раву Ицхаку] детей воспитала». Мужчина не всегда находится дома, а мама проводит с детьми много времени. Если она впитывает от своего мужа желание приблизиться к Творцу, ощущение радости от этой близости и несет это своим детям, – это огромная сила. В том, что я сегодня учусь, огромная заслуга моей мамы. Она никогда не обучала меня, как учить Тору, но внутренний позыв к поискам духовности я получил от мамы. У нее была сила передать мне чрезвычайную важность духовной жизни.

Нам необходимо настроить себя на духовные потребности, на то, что наш народ создан с замыслом быть близким к Творцу, на то, что мы ушли в изгнание не ради того, чтобы, наконец-то осесть на Рублевке или в фешенебельном районе в Нью-Йорке. Это места внешнего материального благосостояния и духовной смерти внутри себя. Нужно пробудить в себе желание удостоиться света Торы, света Творца, и идти по пути еврейства и Торы. Это должно быть основной целью, а все остальное – средством для ее достижения. И мы должны настроить себя на то, чтобы все это делать с радостью. Так мы строим наши дома. Когда от папы исходит радость от того, что он удостоился сегодня быть в бейт мидраше, мама говорит детям, а точнее, передает это им всей своей жизнью, как важно, что папа занимается Торой и выполняет заповеди, когда ребенок заканчивает главу в Хумаше, и ему устраивают праздник по этому поводу, подобно дню рождения, – таким образом мы исправляем ущерб, нанесенный нам Амалеком.

Такова величайшая профилактика против внутреннего реформизма. Есть такое понятие: «прогнить изнутри», когда внешне все красиво, а внутри – гниль. Бороться с этой гнилью мы можем, внося в себя, в наши семьи и в наших детей радость и жизненную силу исполнения Торы. Нам нужно хорошо поработать над этим. Так мы сможем действительно удостоиться того, чтобы исправить трагедию внутренней реформы, которая разрушила наш народ, и излечиться от последствий поражения, нанесенного нам Амалеком.

Подготовил рав Ц. Маламуд


http://www.beerot.ru/?p=25457