Быть верным Торе или Слуга двух господ

Дата: | Автор материала: Рав Бенцион Зильбер

1388
слуги двух господ

В наше время происходят вещи страшные, и, на первый взгляд, совершенно непонятные. Мы это видим своими глазами. Группа людей, которые одевают кипы, и, наверное, соблюдают Шаббат и кашрут, открыто выступают против Торы и становятся самыми близкими друзьями крупнейших врагов еврейства. Нормальным это явно не выглядит.

Появилась политическая партия, основной лозунг которой — это борьба с «религиозным засильем». Этот лозунг хорошо знаком нам по покойному Советскому Союзу. Цель этой партии – изменить теперешнее положение в Израиле. Учеников ешив или силой призвать в армию, или приковать к позорному столбу – стыдить и штрафовать. Они также хотят силой захватить руководство религиозными учебными заведениями – хейдерами и школами, взять их под свой диктат, поставив перед выбором: либо вы полностью подчиняетесь нашим указаниям, либо не получаете никакого финансирования – ни копейки!

Мне кажется, что объяснение этого лежит в двух аспектах. Первый аспект – это написанное в Теилим (19:8): «Торат Ашем тмима, мешиват нефеш» – Тора Б-га полноценна, она возвращает душу. Тора Б-га полноценна – что значит «полноценна»? Она самодостаточна, она тмима – полноценная, и не нуждается в каких-либо добавках. Когда к Торе прибавляют разные идеологии или политику, не связанную с ней, это может все испортить. Человек, который одновременно предан и Торе, и какой-то идеологии – это раб двух господ, а так быть не должно. Тора указывает все, она – полный хозяин. И у еврея не должно быть двух хозяев.

Возьмем, к примеру, такое великое качество, как хесед (благодеяние). Если человек скажет так: я предан Торе и предан хеседу, то это очень хорошо. Но если тот же человек скажет, что у него есть хесед вне рамок Торы – это что-то чуждое и враждебное Торе. Все в Торе должно находиться внутри нее. Тора самодостаточна! Если что-то прибавляют к ней, какие-то идеологии, даже которые кажутся близкими Торе, – это все портит. Тора совершенна, когда она сама по себе.

Второй немаловажный аспект этого вопроса: те люди, которые это делают, – они занимаются политикой, и от гигантов Торы они далеки.

Я слышал, что есть раввины, которые эту линию поддерживают. Трудно поверить, что таких людей можно назвать раввинами по Торе. Ведь что такое раввин? Если человек дает указания другим в соответствии с Торой – он  раввин, а если не в соответствии с Торой – то это уже его личный подход и личное желание, не связанное с тем, что хочет от нас Творец. Совершенство большого человека Торы в том, что любое его действие, любой шаг, любое решение связаны с Торой. Это – совершенство великих людей. Известно, что величие Хафец Хаима было в том, что все, что он делал во всех вопросах, он взвешивал и выводил из Торы.

У Хазон Иша, крупнейшего раввина предыдущего поколения, есть интересное письмо. Группа людей просила его принять участие в какой-то деятельности. И в этой деятельности, на первый взгляд, было что-то положительное. Но Хазон Иш пишет в своем письме в ответ, что не собирается в этом участвовать. Он пишет в ответе так: «Наши учителя учили каждое действие сверять с четырьмя частями Шульхан Аруха». То есть, если следовать чувствам, то я вас понимаю. Но наши учителя учили нас в каждом действии проверять, насколько это соответствует Шульхан Аруху.

Какая дружба и партнерство может быть между евреями, которые живут по Торе, и такой группой, главная цель которой – бороться против Торы? Какая дружба может быть? Какая общая линия может быть? Что общего может быть у еврея, который живет по Торе, с теми, кто против Торы?

Вы знаете, к какой партии относился Давид а-мелех (Царь Давид)? С кем он дружил? Давид а-мелех сказал (Теилим, 119:63): «Хавер ани (я товарищ) ле-коль ашер йереуха (с теми, кто Тебя боятся – боятся Б-га) у-ль-шомрей пикудеха (которые сохраняют Твои заповеди)». То есть: с кем может дружить по-настоящему Б-гобоязненный еврей? Йереуха (который Тебя боится) у-ль-шомрей пикудеха (которые сохраняют Твои заповеди) – то есть с тем, у кого основа – это боязнь Б-га и соблюдение заповедей. Этот человек может носить шляпу или костюм любого фасона. Но если у него главное в жизни – йереуха у-ль-шомрей пикудеха, то я ему друг. И раз это говорил Давид а-мелех, значит, это и есть путь, которым мы должны идти.

Говорят, что в партии Лапида есть люди в кипах. Но весь вопрос в том, что эти люди делают. Деятельность партии Лапида – против Торы, это однозначно, в этом нет никаких сомнений. Как может еврей, соблюдающий Тору и верящий в Б-га, быть в этой партии? Как это может быть? Что-то в сердце у него не то. Можно с уверенностью утверждать, что такой человек далек от Торы. И представлять подход Торы он не может никоим образом!

Вы думаете, что эти «люди в кипах» не имеют заинтересованности в почете, положении, деньгах? Одно точно – к еврейству это не имеет никакого отношения, и в этом нет  никакого сомнения. Очевидно, что у них есть какие-то политические интересы. Но продавать еврейство из-за политических интересов – это что-то страшное!

А что говорит об этом Тора? Еврейский народ не живет по меркам других народов. Сила еврейского народа – это сила духовная. Все наше существование здесь, наши победы в войнах против намного превосходящих нас по численности и оснащенности врагов – все это совершенно противоестественно. Мы живем и побеждаем благодаря помощи Всевышнего, а Его помощь связана с нашими заслугами. Основная заслуга еврейского народа – это Тора, изучаемая детьми и взрослыми людьми, которые полностью отдаются ее изучению. Весь мир стоит на Торе. Чем больше будет в стране изучающих Тору, тем лучше для всего еврейского народа.

Наши мудрецы сообщают нам следующее (мидраш Псикта дэ-Рав Кагана, гл. 15 – Эйха): «Рав Шмуэль, сын рава Ицхака, говорит: “Мы находим, что Всевышний был готов простить нам идолопоклонство, разврат и кровопролитие. Но презрительное отношение к Торе Он простить нам не может. «Почему пропала Земля?», – спрашивает пророк Ирмияу перед разрушением Храма (Ирмияу, 9:11). Не из-за идолопоклонства, не из-за разврата и не из-за того, что проливали кровь невинных. А за то, отвечает пророк, что «оставили мою Тору» (Ирмияу, 9:12)”». Тот, кто хочет уменьшить изучение Торы, рубит сук, на котором он же сам сидит. Тору в Израиле надо увеличивать и укреплять, а не наоборот. Это и есть основной источник силы для нас. Именно с помощью Торы мы сможем одолеть всех наших врагов.

По уроку рава Бенциона Зильбера


http://www.beerot.ru/?p=38025