Что делать? — Часть первая — Современные эллинисты

Дата: | Автор материала: Рав Элханан Буним Вассерман

660
теперь

«Будут вас преследовать ваши ненавистники…» (Ваикра, 26:17)

Я поставлю вам ненавистников не иначе как из вас, и среди вас. Так как в тот час, когда народы мира преследуют Израиль, они хотят отнять у них только то, что открыто… но когда Я поставлю вам <ненавистников> из вашей же среды – они станут искать и спрятанное вами (Раши, из Торат Коаним).

1. Современные эллинисты

Это проклятие исполнилось в нашем поколении в самой страшной форме. Власть над российским еврейством оказалась в руках вероотступников, небольшая часть которых – это бешеные фанатики, а остальные – обыкновенные безбожники, лишенные элементарных человеческих чувств, единственный девиз которых: «Ешь и пей, так как завтра умрем!» (Йешаяу, 22:13). Они учредили тайную инквизицию, которой не было подобных со времен средневековья. С великой злобой они преследуют евреев за изучение Торы, соблюдение Субботы и т. п. Они основали школы для маленьких еврейских детей, где единственное, чему учат – это отрицанию Б-га и беспрецедентной распущенности. Такое учение способно взрастить только животных в человечьем обличье.

В Земле Израиля, где посланцы Сатана думают, что власть уже принадлежит им, подражают, как обезьяны, подходу «товарищей», по мнению которых, лучшее средство доказать всем преимущество своих методов – это кулак. В остальных странах, где в открытую не воспользуешься силой кулака, вместо этого используются газеты, где пишут нанятые шуты и разномастные циники, скрывающиеся под теми или иными личинами и рядящиеся в различные одежды. Некоторые и вовсе не прикрываются никакими масками, и все вместе они отплясывают дьявольский танец, конечная цель которого – оторвать еврея от подчинения Торе Всевышнего.

Одним словом, перед нами – современный вариант эллинистов времен Антиоха [греческий царь, во время правления которого происходили события Хануки – здесь и далее прим. переводчика]. Есть, однако, одно отличие: тогда с одной стороны были духовно нечистые эллинисты, а противостояли им святые Хасмонеи. Сегодня же ситуация совершенно иная: эллинистов у нас предостаточно, однако Хасмонеев нет вовсе. Подобного периода, когда так не хватает равновесия «одно против другого», не было в еврейской истории с тех пор, как мы стали народом. [Автор имеет в виду правило, о котором часто говорят наши мудрецы: Всевышний сотворил в мире «одно напротив другого»: злодеи и праведники, скверное и чистое.]

2. Что же нам делать?

Что же нам делать? Выполним ли мы свой долг, заявив только: «Не на кого нам опереться, кроме Отца нашего на небесах» (см. Сота, 49б)? Всевышний же обещал нам: «Не забудется она (Тора) у потомков…» (Дварим, 31:21), вот и будем полагаться на Его обещание, да будет благословенно Имя Его!

Все верно! Мы абсолютно уверены в том, что война скверны против святости завершится, как сказано: «А дух скверны удалю Я из земли» (Йехезкель, 36:25). Однако одной этой уверенностью мы еще совершенно не выполняем возложенные на нас обязанности. Ведь это в точности подобно ситуации, когда мы видим, что человек тонет в море, и надо его спасать. Возможно ли, чтобы кто-то пришел и спросил: а что добавят или убавят мои усилия по его спасению? Ведь мы знаем, что и «пальца не поранит человек, пока об этом не будет объявлено на небесах» (Хулин, 7б)! Поэтому какая разница: если человек приговорен к тому, чтобы утонуть, никоим образом не удастся его спасти. С другой стороны, если такого приговора не было, он, безусловно, спасется и без меня – у Б-га много посланцев! Что мы должны отвечать на это? – «Что тебе до сокрытого Всевышним? Делай то, что ты должен делать, а Б-г сделает то, что посчитает нужным» (см. Брахот, 10а). [Так, по преданию, ответил пророк Йешаяу умирающему царю Хизкияу в ответ на его объяснение, почему он не женился. Царь сказал пророку, что он предвидел своим духовным взором, что его сын вырастет злодеем, поэтому и решил не жениться. На это Йешаяу сказал царю: тебе нет дела до скрытых от нас расчетов Б-га, ты должен выполнять заповеди, данные Им, независимо от того, к чему, как тебе кажется, это приведет, и женитьба – одна из заповедей!]

На любом человеке лежит обязанность спасть утопающего, причем так, как будто только от него одного зависит спасение этой жизни. А если из-за своего «какая разница» он не станет спасать, то <ему зачтется, будто> он пролил кровь. Это справедливо и по отношению к нашей ситуации: мы обязаны прикладывать все усилия для спасения Торы и еврейского народа точно так, как если бы нам не давали никакого обещания [имеется в виду обещание, приведенное в начале статьи: «Не забудется она (Тора) у потомков…»]. Единственный вопрос касается только того, каким способом это сделать.

3. Природа и чудеса

Наша проблема подразделяется на две: 1) в данный момент речь идет о самозащите евреев, верных Торе и Всевышнему, которые подвергаются настоящему террору, в том или ином виде; 2) еще страшнее тот факт, что эти злодеи, <преследующие верных Торе евреев>, ставят под угрозу будущее всего еврейского народа.

Наши мудрецы говорили: «”Поколение уходит, и поколение приходит, а земля пребывает вечно” (Коэлет, 1:4) – царство уходит, и царство приходит, одно постановление, направленное против еврейского народа, сменяется другим, а народ Израиля – вечен» (Дерех Эрец Зута, глава а-Шалом). Всем известно, что евреи, являясь меньшинством в любой стране, будучи самым слабым народом, и живя в самом ненормальном положении, подобного которому нет нигде, – продолжают существовать, переживая всех остальных.

 Как можно объяснить это удивительное явление? Ведь оно абсолютно непостижимо в рамках естественного положения вещей. И любому, чей взор не замутнен, ясно, что это – чудо, в котором видна рука Творца, и это – исполнение Его обещания (Ваикра, 26:44): «Несмотря на все, когда они будут во вражеской земле, Я не презрю их, не погнушаюсь ими, и не <допущу> их полного уничтожения…».

Однако нам следует знать, что и у такого чуда есть свои постоянные законы, точно так же, как у природы есть законы, и чудо происходит только после того, как сделаны все необходимые приготовления. И если нет всех условий, необходимых для свершения чуда, оно не происходит. Чтобы не писать слишком длинно, я приведу здесь только один пример.

Во время перехода евреев через Красное море Нахшон, сын Аминадава, первым зашел в воду, и шел вперед, пока вода не достигла его шеи, и тогда море расступилось (см. Сота, 37а). Для чего это было необходимо? Неужели море не могло расступиться мгновением раньше, чтобы никому не пришлось погружаться в воду по самое горло? Ответ заключается в том, что это была подготовка к чуду. Упование на Всевышнего должно было достигнуть наивысшего уровня, и только тогда чудо могло произойти (есть и еще причины, по которым это произошло именно так, здесь не место их объяснять). Это – условие для осуществления чуда, или близко к этому. Таковы законы чудес, по-другому они не происходят. Вся разница между чудом и природным явлением заключается в том, что законы природы понятны обычному человеческому разуму, в то время как законы чудес ему недоступны, в силу его ограниченности. Это лишь доказывает, что человеческому разуму были поставлены четкие границы: «До сего места пройдешь, но не далее». Однако <следует понимать>, что из-за недостатка нашего разума окружающая природа не меняется. Чтобы понять необходимые условия для возникновения чуда и его исполнения, нам совершенно необходимо особое, сверхчеловеческое понимание, и это – мудрость Торы, которая и есть источник любой мудрости.

4. Условие, необходимое для существования народа Израиля

Что же говорится в Торе об условиях, необходимых для существования нашего народа и его спасения от различных бедствий и вредителей? «Пока голос – голос Яакова – слышен в синагогах и домах учения, руки – руки Эйсава – не властны над ним, когда же голос Яакова не слышен там, руки Эйсава властвуют над ним» (Берешит Раба, 16).

И еще: «Когда ослабло изучение Торы, сразу же пришел Амалек» (см. Санедрин, 106а). Существует множество подобных высказываний, все они пронизаны одной мыслью: народ Торы, <полноценно трудящийся над Торой и живущий по ее законам>, сильнее всех на свете: «Потому что Всевышний бережет нас, и Он охраняет свой народ, Израиль, во веки веков». «”Я – Г-сподь, <ничего> не изменил, и вы, потомки Яакова, не исчезли” (Малахи, 3:6) – как Я, Г-сподь, ничего не изменил и не намереваюсь изменять, так и вы, потомки Яакова, не исчезли, и не исчезнете» (Дерех Эрец Зута, глава а-Шалом).

Почему? Потому что «Святой, благословен Он, Тора и Израиль – одно целое» (Зоар, Ахарей 73а). Как Всевышний и Тора вечны, так и Израиль: пока они держатся за Тору, они не могут не быть вечными, так как «Она (Тора) – Древо жизни для тех, кто держится за нее» (Мишлей, 3:18). [И мы говорим также в благословении на Тору]: «Благословен… Который дал нам Тору Истины, и вдохнул в нас вечную жизнь». Соответственно, без Торы мы не более чем горка песка, которую может разметать самый легкий ветер, так, чтобы (упаси Б-г!) никто не смог спастись…

Из всего этого мы учим, что наше существование зависит от того, исполняем ли мы заповеди Торы. А на чем у нас держится исполнение Торы? На ее изучении! «Пусть даже Меня оставят, но Тору Мою хранят [изучают], так как свет, заключенный в ней, возвратит их к добру» (Иерусалимский Талмуд, Хагига 1, 7). Без изучения Торы еврейство никак не может продержаться. «”И уклонитесь, и будете служить чужим божествам…” (Дварим, 11:16) – если человек уклоняется от <изучения> Торы, он незамедлительно идет и прилепляется к идолам» (Сифри, и Раши там же). «А если не послушаете Меня – быть усердными в Торе, и не будете выполнять <ее заповеди>, – поскольку не будете учить, то не будете и исполнять» (см. Торат Коаним, и Раши к главе Бехукотай).

Мы видим это со всей ясностью: в тех странах, где отмирает изучение Торы, постепенно вымирает и еврейство, и если что-то еще хоть немного держит его, так это евреи, изучающие Тору в других странах.

Продолжение следует

Перевод – рав О. Климовский.


http://www.beerot.ru/?p=52020